Шесть десятилетий спустя после исторического судебного процесса над нацистским преступником и одним из архитекторов Холокоста, Адольфом Эйхманом, израильский документальный сериал раскрывает новую, малоизвестную страницу о нем. Его хвастливые признания в совершении нацистских преступлений, сообщает The New York Times.
Речь идет о нескольких часах аудиозаписей, которые в свое время прокуратура Израиля не стала использовать в качестве доказательной базы. Они легли в основу документального сериала «Исповедь Дьявола: Утерянные записи Эйхмана» (The Devil’s Confession: The Lost Eichmann Tapes).
Данные записи были сделаны в 1957 году голландским журналистом, симпатизировавшим нацистам, Уиллем Сассеном (Willem Sassen), затем переходили из рук в руки в частных коллекциях, пока не попали в национальный архив Германии, который разрешил в 2020 году создателям сериала, продюсеру Коби Ситту и режиссеру Яриву Мозеру, использовать их.
На суде, который проходил в Иерусалиме, Эйхман все время повторял, что был всего лишь маленьким винтиком в бюрократической машине, выполнявшим указания начальства, и он отказывался брать на себя ответственность за инкриминируемые ему преступления. Философ Ханна Арендт, сидевшая среди публики в зале суда, позже сформулировала свою теорию о банальности зла.
На записях, оригинал которых долго не могли найти, Эйхман сам на немецком языке защищал и оправдывал Холокост на собраниях сторонников нацизма, которые проходили в 1957 году в Буэнос-Айресе. Там и были сделаны эти записи. Предполагалось, что в итоге они лягут в основу книги про Эйхмана, которая будет опубликована после его смерти. Сассен и Эйхман встречались с этой целью каждую неделю несколько недель подряд.
Его признания демонстрируют его идеологический антисемитизм, его фанатическое желание выследить евреев и его роль в механизме массового убийства. Впервые сериал показывает широкой публике недостающие доказательные элементы с судебного процесса. На записи, в частности, слышно, как Эйхман убивает муху и комментирует, что у нее, якобы, «еврейский характер».
Своим собеседникам он сказал, что ему «все равно», выживут или умрут отправленные им в Освенцим евреи. В суде он настаивал на том, что не знал об их дальнейшей судьбе, однако на пленке он прямо рассказывает своим собеседникам, что приказ гласил: «Евреи, годные к работе, должны быть отправлены на работу. Евреи, которые не могут работать, должны быть отправлены для «окончательного решения», и точка». Другими словами, быть уничтожены.
«Если бы мы убили 10,3 миллиона евреев, я бы с удовлетворением сказал: «Хорошо, мы уничтожили врага». Тогда мы выполнили бы свою миссию», — сказал он, имея в виду всех евреев Европы.
Режиссер и автор сценария документального сериала, Ярив Мозер, сам — внук переживших Холокост, говорит об этом: «Вот доказательство для всех отрицателей Холокоста и способ увидеть истинное лицо Эйхмана». Этот сериал был показан командирам и офицерам разведывательных служб, что говорит о значимости этого документа в Израиле.
Суд над Эйхманом состоялся в 1961 году после того, как агенты Моссада похитили его в Аргентине и тайно увезли в Израиль. На судебном процессе в качестве свидетелй выступали выжившие в Холокоста, и их шокирующие свидетельства были изложены в ужасных подробностях для израильтян и остального мира.
У суда было множество документов и свидетельских показаний, на которых основывался приговор Эйхману. Обвинение также получило более 700 страниц расшифровок записей, сделанных в Буэнос-Айресе, с правками, сделанными почерком самого Эйхмана.
Однако Эйхман утверждал, что данные стенограммы искажают его слова. Верховный суд Израиля не принял их в качестве доказательства, кроме рукописных заметок, и Эйхман потребовал от главного прокурора Гидеона Хаузнера предъявить оригинальные записи, будучи уверенным, что те хорошо спрятаны. Позже Хаузнер вспоминал, как он охотился по всему миру за этими записями до самого последнего дня перекрестного допроса Эйхмана: «Едва ли он мог бы отрицать его собственный голос».
Хаузнер рассказал, что ему предложили приобрести оригинальную запись за 20 тысяч долларов, огромные по тем временам деньги, и он был готов утвердить эти расходы, «учитывая их огромное историческое значение». Однако продавец поставил условие — эта запись будет получена им только по завершении судебного процесса.
После захвата Эйхмана израильтянами Сассен продал стенограммы журналу Life, который опубликовал сокращенный отрывок из двух частей. Хаузнер называд эту версию — «с косметическими правками».
После кахни Эйхмана в 1962 году оригинальные записи были проданы издательству в Европе и в конечном итоге приобретены компанией, которая пожелала остаться анонимной и передала записи немецкому федеральному архиву в Кобленце с указанием, что их следует использовать только для научных исследований.
Беттина Стангнет, немецкий философ и историк, частично основывала свою книгу 2011 года «Эйхман до Иерусалима» на этих записях. Более двух десятилетий назад немецкие власти выпустили для всеобщего ознакомления всего несколько минут аудиозаписи, «чтобы доказать, что она существует», — сказал Мозер.
Лет двадцать назад Ситт снял документальный фильм для израильского ТВ о Хаузнере. По его словам, с тех пор он решил получить записи Эйхмана. «Я не боюсь воспоминаний, я боюсь забвения», — говорит Ситт о Холокосте, добавив, что он хотел «предоставить инструмент, чтобы вдохнуть жизнь в память» по мере того, как уходит поколение выживших.
Немецкие власти и владелец кассет предоставили создателям фильма бесплатный доступ к 15 часам сохранившихся аудиозаписей. Они согласились предоставить доступ к ним создателям фильма, убедившись, что те будут относиться к материалу бережно и уважительно.
В итоге, проект превратился в совместное производство Metro-Goldwyn-Mayer стоимостью почти 2 миллиона долларов, израильской компании «Сипур» (ранее она была известна как «Тадмор»), Toluca Pictures и КАН 11.
Премьера 108-минутной версии состоялась этой весной в качестве премьерного фильма кинофестиваля «Докавив» в Тель-Авиве. 180-минутная телевизионная версия была показана в трех сериях в Израиле в июне. Metro-Goldwyn-Mayer ищет партнеров для лицензирования и трансляции сериала по всему миру.
Разговоры в гостиной Сассена перемежаются архивными кадрами и интервью с выжившими участниками судебного процесса. Архивные кадры были раскрашены, потому что, по словам создателей фильма, молодые люди считают черно-белые кадры неправдоподобными.
Слушая записи сейчас, откровенные признания Эйхмана поражают. \”«Я говорю вам о трудном\”, — говорит Эйхман в записи, — и я знаю, что меня за это осудят. Но я не могу сказать вам иначе. Это правда. Почему я должен это отрицать? Ничто не раздражает меня больше, чем человек, который позже отрицает то, что он сделал».
Источник: «Детали», Orbita.co.il
Суд над Альбертом Эйхманом. Фото: GPO