Главу Масъэй обычно читают в период между двумя постами, выпадающими на 17-й день тамуза и 9-й день ава. Эти три недели носят название «бейн а-мецарим», буквально – «между принуждением и принуждением», или «в беде». Термин этот взят из стиха свитка Эйха [Плача]. Его мы читаем в 9-й день ава – в память о скорби, выпавшей нам во время изгнания. А обе названные даты – печальнейшие дни еврейского календаря. Случившееся в эти дни изменило весь ход нашей истории. И то состояние рассеяния, в котором мы сегодня пребываем, живя в изгнании – галуте, одно из наиболее ощутимых последствий тех драматических событий.
Упомянем также и другие трагические события, выпавшие на эти горькие дни. В 17-й день тамуза в 2448 году от сотворения мира (в 1313 году до н.э.) Моше спустился с горы Синай и обнаружил еврейский народ поклоняющимся золотому тельцу. Увидев это, Моше разбил скрижали. А в день 9 ава 2449 года от сотворения мира (в 1312 году до н.э.) Б-г объявил, что целое поколение найдет свою смерть в пустыне. Это было воздаянием за то, что евреи, выслушав предвзятый рассказ тех, кто был послан разведать землю Кнаана, отказались войти в землю Израиля. День, когда прекращено было служение в первом Храме, – 17 тамуза. И на то же число выпало разрушение стен второго Храма. В Иерусалимском Талмуде высказано мнение, что и разрушение стен первого Храма приходится на этот же день. Но это событие было столь болезненным потрясением для евреев, что его точная дата забылась. А в день 9 ава до основания были разрушены оба Храма. Первый в 3338 году от сотворения мира (в 423 году до н.э.) разрушили вавилоняне, а второй – римляне в 69 году н.э. Поэтому названные три недели – недели плача. В этот период запрещено заключать браки, слушать музыку, покупать новую одежду и делать что бы то ни было, приносящее слишком большую радость.
Все в Торе – не случайно. И то, что глава Масъэй всегда читается в течение «Трех недель», указывает: тема главы близка смыслу событий, о которых мы говорили. На первый взгляд, это совершенно не соответствует истине. Ведь Масъэй повествует о последних наставлениях Б-га народу Израиля, прежде чем тот вошел в Святую землю, и включает в себя точное описание границ страны. Тогда как события «Трех недель» – причина изгнания народа из этой страны! Чтобы снять такое кажущееся противоречие, следует сперва рассмотреть: каков глубинный смысл тех элементов, о которых мы говорим? А именно: что такое земля Израиля? И что являет собой галут – изгнание? Обратим внимание на то, что из всех стран, существующих на земле, только Эрец Исраэль получил имя «Святой земли».
В главе Торы Дварим (11:12) сказано: это «страна, о которой Б-г, Всесильный твой, заботится всегда, глаза Б-га, Всесильного твоего, на ней от начала года и до конца года». Когда мы пребываем в состоянии духовной свободы, как было в течение 830 лет, пока стоял Храм, это – страна, где благословение Б-га ощущается не как что-то смутно различимое через завесу природного мира, а – непосредственно. Точно так же в состоянии духовной свободы мы различаем, что все, поддерживающее нас в этой жизни, исходит от Б-га.
Заметим: Эрец Исраэль – единственная страна, где Б-жественное откровение регулярно являло себя в десяти чудесах, ежедневно происходивших в Храме (Поучения отцов, 5:8). И если воспользоваться языком духовных описаний, то Эрец Исраэль – олицетворение Б-жественности, ясно явленной в творении. В иных землях Б-г предпочел скрыть Свое присутствие за завесой природы. В результате мы полагаем, будто нас питают наши усилия и труды. Ибо не видим, что истоки и поддержка нашего существования – благословение Б-га. По сути, это – состояние галута, когда даже в Святой земле природа кажется силой, управляющей нашей судьбой, и мы не способны различить дух Б-жий, ведущий нас. «Знамений наших не видим мы более» – жалуется в Теилим (74:9) Псалмопевец. В реальности ничего не изменилось: миром все так же управляет Создатель, – просто замутнено наше восприятие. При том, что Эрец Исраэль и галут – полярнопротивоположные состояния бытия, именно Эрец Исраэль, точнее даже ее границы, делают изгнание возможным. Границы, упомянутые в начале главы Масъэй, очерчивают Эрец Исраэль и тем самым определяют существование «других стран».
Известно: всякая физическая сущность занимает некое пространство. И поэтому для того, чтобы имелось больше одной сущности, та должна обладать точно определенными параметрами, очерчивающими ее пространственные границы. Однако точно так же и существование более чем одной страны, требует ясного определения границ. Они и указывают: где кончается одна страна и начинается другая. Но то же самое всецело применимо и к духовному царству. Б-жественность явлена лишь в неком ограниченном «пространстве», и это означает, что все иные «пространства» лишены Б-жественного откровения. В физическом аспекте земля Израиля конечна.
И она заключена в четкие границы, очерченные Б-гом именно потому, что на духовном уровне Б-жественное присутствие явлено в мире отнюдь не всюду. Оно явлено лишь в строго определенных местах, и там мы явственно ощущаем это присутствие. С приходом же Мошиаха, когда присутствие Б-га будет явлено во всем творении, предречено в Ялкут Шимеони (503), что «Эрец Исраэль распространится по всей земле». Но тогда сами эти ограничения пространства предопределяют существование «пространства галута», то есть тех зон, где присутствие Б-га сокрыто. Иными словами, сокрытие лика Б-га с неизбежностью вытекает из того, что изначально присутствует ряд ограничений на его возможные манифестации в нашем мире. Благодаря этому мы видим: возможность пребывания в эпохе галута во времена сокрытия Б-жественного присутствия (это – тема «Трех недель») вытекает из пространственных ограничений, наложенных на «Страну Израиля». И именно последнее – тема главы Масъэй.