Матот

                                                          

Глава начинается с законов об обетах. Необходимо понять суть постановлений мудрецов, ведь мы видим, что весь Талмуд полон законов и устрожений, которые ввели наши мудрецы, благословенной памяти, а также ввели ряд оград к письменной Торе. Это станет понятным в соответствии с тем, что сказали наши мудрецы на строку «Ибо более предпочтительна мне любовь твоя, чем вино»: сказало собрание Израиля «Слаще для меня слова мудрецов, чем вино Торы».

Объяснение понятия вино Торы — внутренняя часть Торы, и её тайны, как сказали наши мудрецы «Вошло вино — вышла тайна». Слова мудрецов слаще для собрания народа Израиля, чем тайны Торы, поскольку все ограды и устрожения, которые содержатся в словах наших мудрецов и путях наставления в повествованиях, а также в поучениях отцов — все они проистекают из категории великой любви («аава раба»), как сказано: «Возлюбил Я вас, сказал Всевышний». И это подобно отцу, который по своей любви к сыну более скрупулезен по отношению к нему, и, чтобы лучше его оберегать, добавляет для него, насколько это только возможно, ограды и постановления, против его воли, для того, чтобы он был абсолютно чист и свят. И также, желает чрезмерно, чтобы (его сын, еврейский народ) был максимально лицеприятен. Это подобно жемчужинам — чем жемчужина дороже, тем с большим вниманием её берегут, помещая сосуд в сосуде.

И подобно этому, по великой любви к нам, Всевышний вводит в отношении нас устрожения посредством постановлений мудрецов, которые являются словами Его Торы, которые проистекают из великой любви и выражаются в оградах и ограничениях, дабы удостоить нас, нам же на благо, чтобы мы были чисты перед Ним, благословен Он. Когда стоял Храм, было достаточно Торы, поскольку наш дух был Ему верен, и нас не опутывали канаты любви к материальным страстям, и мы с запалом подходили к служению Ему и Его Торе, даже без пробуждения из этого великой любви. Однако, со временем, поколение за поколением, уменьшились сердца в цельности служения Ему по мощной любви, которая подобна пылающим углям, и мы обожглись чуждым огнём в телесной любви и страстях, и они настолько усилились, что стало невозможно служить Всевышнему, без того, чтобы необходимо было пробуждать из этого великую любовь посредством постановлений мудрецов и их устрожений во всех деталях.

Как в отношении категории «отдаляйся от зла» посредством всех устрожений, содержащихся в Талмуде, и трудах авторитетов, выносящих постановления, так и в категории «делай добро», посредством слов наставления в повествованиях и поучения отцов, таких как «добрый глаз», что означает смотреть на ближнего с хорошей стороны, и зла против ближнего в сердце не умышлять, и это же касается постановлений в отношении доброго сердца и доброго товарищества.

Благодаря тому, что народ  Израиля устрожает в отношении себя по отношению к тому, что написано в Письменной Торе, из этого проистекает то, о чем сказано: «Будет лицеприятствовать Всевышний». И это великая любовь, которая выше порядка нисхождения миров и проистекает она именно до уровня «тебе» так, что великая любовь раскрывается также и в человеке. И об этом сказано «И услышит отец обет её» — отменит отец его, ибо из категории великой любви он его отменяет, и как следует из перевода, имеется в виду — аннулирует узы и оковы, которыми связано собрание народа Израиля. А узник сам себя не освобождает, но только лишь посредством качества великой любви, её Отца.

Следует сказать, что под оковами подразумевается душевная слабость, душа не может выпутаться из её оков и заточения, материальности тела и животной души. И, как объясняется в другом месте, сказано, что посредством Торы,  душе поступает сила и мощь, чтобы освободится от вышеупомянутых оков. А в другом месте объясняется, что эти оковы называются «сирхот» («нити»), в которых запутывается душа и не может подняться… И следует сказать, что в Йом-Кипур во время освобождения от обетов, благодаря раскаянию, притягивается отмена и освобождение от оков, раскрытие великой любви в душе…