Много труда, частые разочарования, а шансы заработать эфемерны или отсутствуют вовсе: в общем, никак не тянет на звание «работа мечты». Почему же тогда все больше и больше людей заводят авторские видеоблоги, иначе – «влоги»? «Детали» задали русскоязычным израильским влогерам вопрос: чего ради они решили заняться этим «почти безнадежным» делом?
Лысая правда
Влогеры зарабатывают на рекламе, которую им дает сам YouTube и которую они в состоянии привлечь самостоятельно. Рассказы о том, как топовые видеоблогеры вроде Андрея Жиха зарабатывают на своих каналах по 10 тысяч долларов в месяц и даже более, внушают всем остальным надежды, что и их труды в будущем, возможно, окупятся.
Но в основном для израильтян влог – способ увеличить эффективность основной профессии. Потому риелторы рассказывают о рыночных тенденциях, колесят по городам и снимают дома, раввины толкуют Тору на камеру и т. д. Совсем другое дело – смотреть на блог как на самостоятельные авторские медиа.
«Знай я заранее, сколько работы меня ждет, – сделал бы я YouTube-канал? Ответ – нет!» – говорит Марк Кричевский, руководитель информационного деска на «Первом hадио». Известный радиожурналист несколько лет назад открыл канал «Лысая правда», работает на нем со своим коллегой Александром Солнцевым и своими едкими комментариями на израильские события собрал к этому дню более 20 тысяч подписчиков.
\”«Думаю, мы единственные, у кого 90% аудитории составляют израильтяне\”, – говорит Марк. – «Лысая правда» – израильский канал на русском языке. Это очень важно для меня: множество людей делают блоги, рассказывая об Израиле для иностранцев, а мне неинтересно для иностранцев работать. У других, может, подписчиков больше, но они ориентируются на внешнюю аудиторию».
– А радиоэфиров тебе не хватало?
– Мне стало интересно: меня, Марка Кричевского, слушают, потому что мне дали микрофон – или я сам по себе интересен людям? Создание «Лысой правды» было вызовом самому себе. А еще это дополнительная свобода самореализации. Я на YouTube более резок, чем на радио. Тут можно не микшировать акценты – формат другой.
«Шенкин 40»
Михаил Пелливерт – израильский комментатор, хорошо знакомый зрителям 9-го канала и слушателям радио РЭКА, – в партнерстве с Марией Гайдар и бизнесменом Марком Лави вложились в работу студии «Шенкин 40» с двумя YouTube-каналами: на иврите и на русском, с 25 тысячами подписчиков. «Люди, с которыми мы вместе придумывали этот проект, не ставили задачу вернуть вложения в обозримом будущем. Хочется отбивать хотя бы текущие затраты», – поясняет он.
У Пелливерта интерес в таком проекте – несомненно, общественно-политический. Он был советником Переса по русской улице в 2008-2010 годах, имел отношение к созданию партии «Исраэлим», служил посланником «Натива» в Москве, работал в «Сохнуте». «Идея проекта в том, чтобы создать мостик между русскоязычным Израилем и русскоязычными евреями в мире. А также между русскоязычными и ивритоязычными израильтянами». Для этого Пелливерт со своими гостями говорит на иврите и затем снабжает ролики титрами на русском языке или говорит по-русски, но ролики затем выкладывает с титрами на иврите.
– Для меня пример, который мне очень нравится, – Познер. У меня к нему масса претензий, но формат его программы меня воодушевил и вдохновил.
– Ты зависишь от гостей. Это очередные «говорящие головы». Люди не устали от них?
– Устали, конечно. Тем более что головы повторяются очень часто. Прослойка говорящих людей оказалась достаточно тонкой. Это большой вызов, с которым я пытаюсь справиться.
Новое поколение Talking Heads
Talking Heads («говорящие головы») – так американцы прозвали дикторов, зачитывающих новости, ничем более не иллюстрированные. В классическом ТВ превалировали сюжеты, но многие влогеры стараются обойтись без этой наиболее затратной производственной части.
«На ТВ, как ты знаешь, всегда есть дилемма: соотношение затраченных ресурсов к получаемой отдаче, – рассуждает Денис Шалин, бывший фронтмен израильской группы «НеФакт», уже несколько лет испытывающий в собственном влоге эффективность самых разных видеоформатов. – Может быть, что твое видео YouTube не даст в рекомендованные, и тогда никто, кроме подписчиков, его не увидит. 80-90% всего, что выпускаешь в эфир, через несколько суток уже забывают.
Поэтому теперь, когда мне говорят: «Парень, ты должен съездить ночью на старую автобусную станцию [в Тель-Авиве], там тако-о-е, такого больше нигде нет…» – я начинаю прикидывать: в темное время суток надо ехать черт-те куда с хорошей аппаратурой и огромной линзой. Снимать, потом монтировать, а потом – вдруг это не «выстрелит»? Причем, скорей всего, так и будет. Я долго «играл» – и так и этак, а в конечном итоге ты понимаешь, что твоя говорящая голова, рассказывающая что-то актуальное, по просмотрам и отдаче окажется более стоящей».
«Главное, чтобы то, что ты говоришь, было интересно и важно. Люди готовы слушать, – утверждает Марк Кричевский. – Тем более что большинство слушают YouTube-трансляции в автомобилях, не глядя на экран. Меня тоже в основном не смотрят, а слушают. Важно то, о чем говорят».
Дела семейные
Влог Шалина – на 8 тысяч подписчиков, из категории семейных: рассказы о поездках, рекомендации, сюжеты. Путешествиями по Израилю и разговорами о нем канал Shvili Family Israel собрал 36 тысяч подписчиков, а влог IsrLife фиксирует все, что происходит в жизни семьи. Купили новый стол? Сюжет! За пределами категории «семейные влоги» рассказывающие об Израиле делятся на две категории: одни собирают трафик на красотах страны, другие – на ее изнанке. «Нищета в Израиле – в таких домах живет 80% израильтян», – кричит заголовок сюжета-миллионника в Блоге Торгаша, еще одном местном популярном ресурсе (более 25 тысяч подписчиков).
«В 2016 году поехали в путешествие, там снимал, так все начинают, – рассказывает Шалин. – Потом начал вести семейный влог: уютные виды, завтраки-ужины, котики всякие в кадре. Семейный дневник, в общем. Что-то успокаивающее и милое, но с информацией – поскольку оказалось, что у многих есть вопросы про Израиль перед тем, как сюда приехать. Так собирается ядро аудитории, которая более привязана к тебе лично, чем к тому, что ты рассказываешь. Формат влога – камера в руке, снимающая или от тебя, или тебя. Как появился, например, мой сюжет про кладбища? А я живу неподалеку. У меня там похоронен дедушка, и я столкнулся с тем, что такое в Израиле похоронить близкого. Через что пройти, какие есть препятствия».
Сказка – ложь, но…
«Я всегда говорю и слушателям на радио, и зрителям «Лысой правды»: проверяйте меня, не доверяйте мне, я могу ошибаться! Меня никто не ловил на фактических ошибках, факты я проверяю, это очень важно, а выводы могут отличаться. Тысячу раз проверяйте, не верьте на слово!» – убеждает Марк Кричевский.
«Иногда видишь, какую чепуху транслируют другие… есть стереотипы об Израиле, мы все их знаем: «Тут все замечательно и все для людей». И зрители в это верят. А я сталкиваюсь с конкретной проблемой, о которой никто не говорит, – и меня бомбит. Тогда это мой рассказ, я тогда его сниму», – говорит Денис Шалин.
Пожалуй, самый большой грех повального влогерства: рассказы неточны, личные впечатления могут быть односторонними, собственные знания порой недостаточные, факты не проверены. Тем не менее все это транслируется на десятки тысяч, сотни тысяч, а порой и на миллионы человек.
С другой стороны, неточностью сегодня грешат и традиционные СМИ, вплоть до крупных. Новая социально-информационная среда, позволяющая каждому вещать о каждом, порождает и новые требования «информационной гигиены»: зрителю самому нужно как можно тщательнее выбирать, кому именно он доверяет.
Эмиль Шлеймович, Источник: «Детали», Orbita.co.il
Фото: Depositphotos.com