Слово о раввине Йосефе Мамане

      Из истории образования общины бухарских евреев нам хорошо известно, что корнем и остовом этой общности евреев являлся Иран и их персидский – еврейский язык. Очевидно всем и то, что бухарские евреи целыми поколениями переняли у народа Ирана очень много традиций, обрядов, обычаев и устоев. До сих пор они считают их своими, никак не поняв, что многие их них противоречат законам Торы и иудаизма. Например, после ухода из жизни кого-либо из общины бухарских евреев, женщины – бухарские еврейки раньше обязательно собирались во дворах и домах по субботам, начинали громко плакать и причитать по усопшему, сопровождая эти причитания самобичеванием, что запрещено иудаизмом. Они били себя в истерике по лицу и по груди до крови и до посинения?! Этот обычай они, естественно, по своему незнанию, переняли у мусульман.

      Женихи и невесты, скажем описывают круги вокруг костра во время своей свадьбы, отгоняя этим от себя нечистую силу. Это уже от язычников, которые поклонялись огню и также не принадлежит иудаизму. В те древние времена, уже будучи жителями городов Средней Азии, бухарские евреи молились часто на своём персидском – еврейском говоре и наречии, используя арабский шрифт в молитвах, а также не очень ревностно чтили иудейские законы. Дорогие читатели, разговор идёт только о первых поколениях бухарских евреев, только вышедших из Ирана.  Они, действительно, не знали иврит и не были близко знакомы с канонами иудаизма.

      В те древние времена жил в Марокко раввин Моше Маман, который был близким другом правителя. Правитель, к сожалению, был свергнут, и раввин Моше Маман был убит. Его семья бежала из Марокко в Землю Израиля и поселилась в городе Цфате, тогда в составе Османской империи. Его сын, раввин Йосеф бен Моше Маман (Маймон) Эль – Магрибий, уроженец города Тетуан в Марокко и проповедовавший сефардский канон, был направлен общиной для поиска всей общины бухарских евреев в диаспоре, нуждающейся в духовном лидере. Путь его пролегал через Багдад, Мешхед и Шахрисабз.  В 1793 году он прибыл в Бухару. В это время бухарские евреи недостаточно ревностно чтили и соблюдали иудейские законы. Молитвенных книг на иврите почти не было, и раввин Йосеф Маман опасался, что общины бухарских евреев близки к ассимиляции и угасанию. В первую же субботу у них он прочитал им проповедь на тему святости Земли Израиля и на тему заповедей пожертвований. Своими пламенными проповедями и глубокими знаниями иудаизма и Торы, он глубоко воодушевил евреев. Под его впечатлением, лидеры еврейской общины Бухары и Шахрисабза предложили раввину Йосефу Маману остаться и стать их духовным лидером.

      Изучив обстановку, он согласился и остался жить в городе Бухаре, который был центром еврейской культуры. Бухарские евреи считали его вторым городом по святости после Иерусалима. В дальнейшем раввин Йосеф Мамон взял себе в жёны девушку Хану, дочь главы шахрисабзской общины Муллоҷона Тағо. С годами, он сумел привлечь к себе много молодёжи и воспитал верных учеников. С помощью богатых и влиятельных бухарских евреев, раввин Йосеф Маман первым делом открыл еврейскую религиозную школу – йешиву, заказал молитвенные книги и учебники у литовских и некоторых других еврейских общинах.

      Так как раввин Йосеф Маман был сефардским иудеем, то иудаизм, который он преподавал и проповедовал бухарским евреям, также был сефардским.  До этого бухарские евреи практиковали иудаизм персидского канона. Изменение древнего персидского молитвенного канона бухарских евреев показалось многим ударом по древней традиции. Прибывший из Йемена раввин Зазария Мацлиях выступил оппонентом раввина Йосефа Мамона и распорядился продолжить древнюю традицию! Раввин Йосеф Мамон смог одолеть своего оппонента, войдя в союз с наиболее влиятельной и богатейшей еврейской семьёй Бухарского эмирата – семьёй Мулло Ниёза. Прожив среди бухарских евреев десятилетия, раввин Ёсеф Маман говорил свободно на их языке, принял их культуру и обычаи, а также он оставил после себя сотни потомков!

      Его детьми от Ханы были – Авраам, Йицхак и дочь Мирьям. Супруга бывшего презедента Исландии Оулавюра Рагнара Гриммсона Дорит Муссаева является прямым потомком раввина Йосефа Мамона. До появления раввина Йосефа Мамона в Бухаре, бухарских евреев принуждали насильно обращаться в ислам. Раввин Йосеф Мамон сумел войти в хорошие отношения с мусульманскими авторитетами, был очень почитаем ими из-за его глубоких знаний арабского языка и Корана. Он был прозван ими Великим Муллой. В беседах с ними, он сумел спасти бухарских евреев от различных насилий и погромов. Раввин Йосеф Мамон умер в Бухаре. Под его влиянием стали переезжать бухарские евреи в Землю Израиль, начиная с 1827 года.

Рафаэль Бангиев,

Редактор газеты «Менора»: страницы на языке бухарских евреев

член Союза писателей Израиля,

Отличник искусства Израиля