Уважать – это, действительно, достойный поступок. Требовать уважения невозможно, оно приходит само по себе! И приходит не просто так, а в результате добрых дел, чуткого отношения к людям и, особенно, благодаря достойным поступкам.
Что такое уважение знают только те, кто достойны уважения сами. Способность эта связана с особой позицией восприятия, объективным взглядом на каждую жизненную ситуацию, почтительным отношением к кому-либо, основанном на действительном признании достоинств, заслуг человека, личных качеств и уникальных особенностей. Есть редкие люди с врождёнными качествами, способностью выстраивать тёплые и дружественные отношения с окружающими и близкими людьми. Они воспринимают зятя как сына, а невестку – как дочь. К этой плеяде особенных женщин я отношу мать моей супруги Раи, покойную тёщу Има Шалом.
С вопросом о месте тестя и тёщи в еврейской традиции я обратился к одному из раввинов венской общины, привожу ответ раввина Моше Исраэлова:
«Одним из десяти речений в Торе является заповедь почитания родителей, выгравированная на Скрижалях Завета. И на этом фоне возникает вопрос: а как насчёт родителей мужа или жены? Есть ли какие-то законы, регулирующие этот вопрос? В Книге Шмуэль (1, 24:12) мы видим, что Давид называет своего тестя, царя Шауля, – «Отец». И это явный намёк, что человек должен почитать своего тестя как родного отца. Ведь именно так говорится в своде еврейских законов, в книге Шульхан Арух(Йоре Деа 240 24): «Человек обязан почитать своего тестя». А мудрецы Талмуда добавили, что нет разницы между тестем и свёкром, свекровью и тещей, её также следует почитать как вторую мать».
Има Шалом ушла из жизни в пятницу 10 июня 2022 года на 92 году жизни. Это удивительная женщина, прекрасная мать, бабушка и прабабушка, мудрая свекровь, чуткая и обходительная тёща. Её назвали необыкновенным именем, наполненным миротворческим смыслом – Има Шалом – мать мира. Она дочь Яффы и Екутиэля Гадиловых, родилась в Самарканде в 1931 году в уважаемой и религиозной семье. Отец девочки был сыном Ёсефхая мадоха Гадилова. Нарицательное имя «мадох», как приставка закрепилась за людьми глубоко религиозными, в совершенстве знавшими Талмуд и тайны Каббалы. С древнейших времён и до прихода советской власти в Среднюю Азию, они, как опытные психологи, проводили беседы и лечили больных святыми молитвами, вселяли в их души огромную надежду на избавление от болезней, передавали веру в победу над недугами. В народе говорят: «вера – избавление» (ихлосу халос), возможно не всегда, но это работало.
По линии матери покойная Има Шалом – была внучкой Миера из благородного рода Муллокандовых. Детство и юность девочки выпали на тяжёлые военные годы, но трагедия семьи была ещё и в том, что по подлому доносу отца шестерых несовершеннолетних детей власти осудили на 25 лет и сослали в Сибирь, не далеко от города Нижний Тагил. Приговор был весьма суровым в безжалостном и атеистическом СССР. Как многие в то время, раввин Екутиэль считался чуждым элементом для советской власти. А он всего лишь сделал обрезание младенцу и объяснил собравшимся важность брит мила в еврейской традиции…
Ссылка отца тяжёлым бременем легла на его семью, она потеряла главного кормильца и наставника. Екутиэль был хорошим и востребованным парикмахером, пользовался большой любовью в народе. От недоедания и болезней умерли двое маленьких детей. Часто ездивший к отцу старший сын Птахия заразился туберкулёзом, юноша умер на руках у безутешной матери.
Лишившись отцовского внимания и нормальной материнской ласки, Има Шалом в 11 лет особенно остро и невероятно пронзительно увидела мир сквозь слезы ранних обид и бесконечных огорчений. Ей пришлось работать вместе с мамой, чтобы как-то поддержать семейный очаг и облегчить участь убитой горем матери. Приходилось делать всё, что возможно, даже ъатори (ъатор бух. – галантерейщик) – продавать мелкие предметы первой необходимости: иголки, нитки, пуговицы и другую бытовую мелочь.
Отца освободили через два года после смерти Сталина, в 1956 году его реабилитировали. А через год Икутиэль умер, и было ему всего 55 лет.
В 1950 году Има Шалом соединила свою судьбу с Исаком Юсуповым. Исак, уроженец Шахрисабза, был человеком скромным и немногословным, но достойно содержал свою семью.
В этом браке родились шестеро прекрасных детей: Мария, Рая, Амнун, Тамара, Рубен и Шломо. Отец заботился о детях и безмерно любил своих внуков. Он очень уважительно относился к снохам и зятьям, и они отвечали ему взаимностью.
Позднее Има Шалом освоила профессию дамского мастера и несколько лет успешно проработала в душанбинском салоне красоты. В 1973 Юсуповы со всей семьёй репатриировали в Израиль. На родине предков тёща вместе с мужем много лет трудилась на военном заводе страны. В 1983 году скоропостижно в 56 лет скончался тесть. До конца своих дней Има Шалом оставалась верна памяти своего мужа. И никогда не прерывала связь со всеми его близкими и родными.
Има Шалом была хорошим человеком, мудрой тёщей, мягкой и доброй свекровью. В взаимоотношениях она руководствовалась здравым смыслом, никогда не вмешивалась в семейную жизнь своих детей. Если возникали какие-то трения между молодыми, Има Шалом всегда могла умело разрядить обстановку, дать правильный совет и восстановить мир в молодой семье.
Она, конечно, понимала, что выстраивание прочных и тёплых отношений с зятем или снохой происходит на базе доброжелательности и конструктивности, уважении к их чести и достоинству. Прежде чем наставлять и что-то советовать зятю или снохе, нужно сначала завоевать их любовь и уважение. Чтобы приводить поучительные примеры из жизни, нужно накопить в отношениях с зятем или снохой определённый потенциал уважения, доброжелательности и доверия. Ведь бездумное опережение событий всегда чревато неприятностями, а накопленное в зяте и снохе уважение, позволяет им в сложных ситуациях не конфликтовать, а идти на компромисс.
И всё это Има Шалом понимала сполна. Её безумно обожали дети, внуки и правнуки, её очень ценили снохи, зятья и сваты. На протяжении всей своей большой жизни искреннюю любовь и почитание она заслужила своим добрым и мягким характером.
Давно замечено, что человек, родившийся в уважаемой семье, благодаря авторитету родителей получает определенную меру уважения. Есть люди, которые занимают какую-то значимую позицию в обществе. Уважение к ним длиться до тех пор, пока они на высоте своего положения, пока от них зависят блага других людей.
Но иначе с человеком, который много хорошего делает для общества, для близких и родных, достойно ведёт себя в жизни. Уважение к нему не зависит от семьи, места рождения или от высокого положения в обществе. Его авторитет созидают его благие дела.
И уважение к нему будет сопровождать его всю жизнь и даже после смерти, имя такого человека надолго останется в сердцах благодарных людей.
Светлая память достойной женщине – Има Шолом бат Яффа, 30 – дневные поминки состоятся вечером 7 июля 2022 г. в уламей «Армонот Мазаль» в Тель – Кабире. Она оставила после себя большое потомство, хороших детей, много внуков, правнуков и доброе имя.
Ше ийе зихра Барух.
Шломо Устониязов,
Президент венской общины.