Не все знают, что относительно недавно 5 тамуза или 8 июля по гражданскому календарю наступил… летний период! Точнее, он называется «периодом месяца тамуз» (ткуфат тамуз) – самое жаркое время года. Но «жарким» он считается еще и потому, что с ним связано много трагических и печальных событий.
В нашей истории именно тамуз был самым печальным месяцем года: ведь на этот месяц приходится один из наших четырех центральных постов – пост 17 тамуза, который так и называется: пост 4-го месяца (т. е. тамуза). А с него, в свою очередь, берет начало траурный период, получивший название «В теснине» (бейн ѓамецарим), который продолжается три недели и заканчивается постом 9 ава (тиша беав. С каждой из этих дат: 17 тамуза и 9 ава, связан целый ряд трагических событий прошлого, которые привели к разрушению сначала Первого (5 век до н. э.), а потом и Второго Храма (1 век н. э.), и последующим изгнаниям, но горькие плоды тех событий мы пожинаем до сих пор.
Однако есть и «хорошие новости»: в этом году пост 17 тамуза (а также пост 9 ава), поскольку он выпадает на шабат, переносится на следующий день! В таком случае он называется «сдвинутый» (нидхэ) и отмечается в воскресенье (17.07). Как выразился однажды по этому поводу Ребе РАШАБ (5-й Любавичский Ребе), который видел в том добрый знак: «Если уж он оказался сдвинут – то пусть будет задвинут окончательно!».
Но на фоне этих трагедий прошлого, уже в нашем поколении месяц тамуз обогатился новыми датами, и прежде всего, это 12–13 тамуза – праздник Освобождения предыдущего Любавичского Ребе, р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона (РАЯЦ, 1880–1950), связанный с его арестом в Ленинграде и последующим осуждением в 1927 году. Тем более что от 12 до 17 тамуза меньше недели, что указывает на внутреннюю связь между этими событиями (хотя в исторической ретроспективе их разделяют почти две тысячи лет!). Как известно, Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году, а спустя еще полвека мы были окончательно изгнаны со своей земли и ушли в последнее «Эдомское» изгнание (галут эдом), которое продолжается до сих пор.
С мистической точки зрения, эти события стали продолжением застарелого конфликта между нашим праотцем Яаковом-авину и его старшим братом Эсавом, он же Эдом (красный). Этот конфликт между нашими предками достиг своей кульминации, когда духовный преемник древнего Рима – «красный» Советский Союз арестовал в 1927 году Ребе РАЯЦа. Тогда Ребе находился в смертельной опасности: ему грозила худшая участь, и, как казалось, ничто уже не могло ему помочь. Но случилось настоящее чудо, и большевики неожиданно отпустили Ребе, и в том же году ему дали возможность покинуть Советский Союз вместе со своей семьей и женихом его дочери – будущим зятем и преемником, Седьмым Любавичским Ребе (р. Менахемом-Мендлом).
Таким образом, можно сделать вывод, что вовсе неслучайно оказалось, что дата 12–13 тамуза в нашем календаре предшествует постам, с которых начиналось наше изгнание много сотен лет назад. Этот праздник Избавления (хаг ѓагеула) дает нам силы пережить тяжелый период «Бейн ѓамецарим» и вселяет в нас надежду на скорое Избавление. Как писал сам Ребе: «Тюрьмы и ссылки – временны, а Тора, заветы и народ Израиля – вечны»!