Водители, застрявшие на этой неделе в пробках в окрестностях Бней-Брака или в районе Модиин-Илита, не понимали, что происходит. Сотни ультраортодоксов перекрыли шоссе и буквально дрались с полицией, которая прибыла на место, чтобы удалить их от проезжей части.
В чем причина столь ожесточенных акций протеста? Они выступали против вскрытия тела четырехлетнего мальчика, которого, как подозревает следствие, задушил его родственник.
Проблема, конечно, состоит не в перекрытии той или иной дороги, а в том, что чувствует израильское общество, так называемое «молчаливое большинство» — законопослушные граждане. Они, возможно, продолжают молчать, но они уже перестали быть большинством.
Законы государства стали носить чисто рекомендательный характер для больших групп израильского общества, каждая из которых имеет хорошо аргументированную идеологическую повестку: религия, традиции, политические взгляды и прочее.
Во всех демократических странах мира, даже самых толерантных и чутких к настроениям меньшинств, существует достаточно четкое правило: любая этническая, религиозная, гендерная или иная группа заслуживает всех прав в мире, но только если это не противоречит законам страны.
Когда есть такой конфликт, то закон страны превалирует, и суд является здесь высшим арбитром. Суд выше любого религиозного или политического лидера, выше любых религиозных законов.
Только в Израиле уже стало привычным делом, что различные группы плюют на закон. Следует сразу отметить, что право на протест является неотъемлемым фундаментальным правом, которое предоставляется всем гражданам Израиля. Даже тем, кто не верят в свод гражданских законов, в котором это записано.
Ультраортодоксы имеют право выступать против вскрытия, что противоречит их высшим ценностям. Но с точки зрения государства высшей ценностью является раскрытие преступления, предъявление обвинительного заключения и наказание убийцы.
А для этого, как понятно любому дилетанту, необходимо вскрытие, чтобы установить причину смерти. Без этого не может быть вынесено обвинение. Какова альтернатива? Что предполагаемый убийца выйдет завтра на свободу и – чисто теоретически – может задушить еще одного ребенка, вашего или моего. А так он должен сидеть в тюрьме, если, конечно, будет признан виновным и вменяемым, способным нести ответственность за свои действия.
Я хочу на минуту абстрагироваться от постоянного взаимного подтрунивания между секторами в Израиле, типа «А у нас такого нет». Потому что «такое» есть в том или ином виде в каждом секторе и социальной группе. Кроме того, я склонен полагать (как мне и объяснили те, кто говорит «У нас такого нет»), что протесты устроила радикальная фракция, которая не представляет всю ультраортодоксальную общественность, большая часть которой умеет сочетать верность Торе с лояльностью к законам государства.
И все же невыносимая легкость, с которой различные секторы принимают альтернативную систему законов, просто возмутительна. Правовое государство не может позволить миллионам своих граждан действовать в соответствии с альтернативной, причем более обязательной, системой законов.
Ультраортодокс, выступающий против вскрытия, мало чем отличается от мусульманина, который убивает свою сестру «во имя чести семьи». Или от члена группировки, которая руководствуется коллективной ответственностью и устраивает линч или погром («таг мехир»), чтобы отомстить. И — да — от протестующих против «оккупации» (в кавычках или без), которые поднимают руку на солдат ЦАХАЛа.
Все они имеют своих представителей в кнессете, которые немедленно поддержат, а то и окажут активную помощь. Прошли времена, когда законодатели помнили, что единственный способ изменить действительность — это честно делать свою работу и вносить новые законы. Зачем менять закон, если можно поддерживать его нарушение, а заодно повысить свои рейтинги среди избирателей?
Неважно, идет ли речь о вскрытии, об иерусалимском трамвае или, для разнообразия, чести семьи. Каждый пример имеет свой конкретный общественный вред. Но совокупный вред обществу, или большинству общества, от этих явлений огромен. Вред для всех, кто считает, что без верховенства права общество не может существовать.
Должен быть закон, а не постановление раввина, попа или кади, или гуру, или любого другого «духовного» лидера. Закон определяется только кнессетом Израиля и интерпретируется только судами Государства Израиль.
Удивительно, насколько эта очевидная вещь на самом деле неочевидна для очень значительной части израильской общественности, и вред огромен. Если кому-то позволено принять альтернативную систему законов, потому что он ультраортодокс или бедуин, правый или левый, то в мире нет наказаний за преступления. Что мы скажем преступнику, который утверждает, что государство Израиль пренебрегало им в детстве, и поэтому ему позволено делать все, что он хочет?
Если есть государство Израиль, то пусть оно немедленно объявится. Проблема в том, что день за днем Государство Израиль превращается из чего-то, что когда-то было больше, чем сумма всех его частей, его религиозных и политических течений, в нечто аморфное, которое существует по инерции, несмотря на то, что каждая группа обзавелась собственным сводом законов, а иногда даже своими судами.
Нир Кипнис, Источник: https://detaly.co.il, Walla, Ц.З. AP Photo/Mahmoud Illean