Десять Праведников

В трактате Сота (48б) написано: «Учили наши Учителя: Когда скончалися Хагай, Зхаръя и Малъахи удалился Руах аКодеш от еврейского народа, но всё-таки пользовались Голосом с Небес (Бат Кол). Однажды (мудрецы) сидели за столом на крыше дома Гуръи в Ерихо и услышали Бат Кол с Небес, который сказал им: «Есть среди вас один человек (Адам Эхад), достойный, чтобы почила на нем Шхина (Б-жественное Присутствие – см. Кунтрас Бэйт Рабэйну шебаБавэл – Икар Шхина находится в синагоге и доме Праведника Поколения), – но его поколение этого не заслуживает (чтобы он стал Машиахом)». Все посмотрели на Старца Илэла. Когда он скончался – говорили о нем: «Он хасид, он скромен – ученик Эзры». Еще раз сидели за столом на крыше в Явнэ – и услышали Бат Кол с небес, который сказал им: «Есть среди вас один человек (Адам Эхад), достойный, чтобы почила на нем Шхина, – но его поколение этого не заслуживает». Все посмотрели на Шмуэла аКатана. Когда он скончался – говорили о нем: «Он скромен, он хасид – ученик Илэла». Он (Шмуэл аКатан) говорил перед смертью: «Шимъон (бэн Гамлиэл, Наси) и Ишмаэл (бэн Элиша, Коэн аГадол) умрут от меча, и их товарищей убьют (РаШИ – другой смертью, не мечом – как раби Акиву, с которого содрали кожу железными вилами; и раби Хананъя бэн Традион, которого сожгли – см. Санъэдрин 11а), а весь народ опозорят, и большие беды будут у евреев». Также и про раби Еуду бэн Баву хотели сказать «он хасид, он скромен» – но изменились обстоятельства, – ведь не говорили траурные речи об убитых властями (аругэй малхут) (РаШИ – из-за страха перед властями).

Все мы ежегодно в молитве Мусаф Ем Кипура читаем траурный пиют-элегию о десяти мудрецах, светочах еврейского народа, которые погибли от рук римских палачей, освятив Имя Всевышнего. Об этой истории так же можно узнать из Мидраш Тэилим (9) и трактата Санэдрин (68а) и других мест Талмуда. Но многие ошибочно считают, что все они были убиты в один день – это не так. Они даже не все жили в одном и том же поколении (Юхасин 25,38).

Первыми были Глава Санэдрина рабан Шимон бэн Гамлиэл (РаШБаГ, правнук Старца Илеля), Первосвященник раби Ишмаэль бэн Элиша и его заместитель раби Ханина (Сган аКоаним), которых казнил ещё Веспасиан (или его сын Тит) за пару месяцев до разрушения Храма. И только через пятьдесят лет после этого, во время правления Адриана, был казнён раби Акива, Ишвав аСофэр, раби Ханина бэн Традион, раби Еуда бэн Бава, Хуцпит аМэтургэман, раби Ханина бэн Хахинай и раби Еуда бэн Дама.

Всё началось с того, что Агриппа (царь Иудеи, правнук Ордоса-Ирода), продажный римской власти, культуре и даже религии (воспитывался он в Риме у императора Клавдия и даже имя его звучит полностью Марк Юлий Агриппа Второй), потворствовал всем преступлениям сектантов цдуким (ещё бы – ведь их «тора» была так похожа на греко-римскую философию). Как написано в трактате Санэдрин (41а), за сорок лет до разрушения Храма Санэдрину пришлось съехать с Храмового двора, так как там уже прочно обосновались цдуким и агрипповы прихвостни, которые даже внутри Храма воровали, били и обманывали – и решения мудрецов их не волновали (они ведь были под защитой царя – а Агриппе было наплевать на законы Торы, он даже в лучших греко-римских традициях открыто спал со своей родной сестрой Береникой). Этих агриппо-цдукистских бандитов называли «сикрикин» (за короткие мечи, что они носили под одеждой) – и про их злодеяния много написано в Талмуде (Сота 47а, Псахим 57а и др.). 

Вскоре в народе началось брожение, которое переросло в вооружённое восстание (т.н. Мэрэд аГадол) – и Агриппа сразу же привёл римские легионы на Святую Землю для его подавления. Начались военные действия и дошло до осады Ерушалаима, где бунтующие (которых прозвали «канаим» – ревнители) отказывались слушать мудрецов и сдаться (ведь тогда Веспасиан ещё был готов принять мир – см. Авот дэРаби Натан 4:5). Как известно, раби Ёханан бэн Закай (ему тогда было уже 115 лет!) тайно вышел из города на встречу с Веспасианом, предрёк ему императорскую корону и пытался спасти Святой Город и Храм от уничтожения. Но ему удалось только получить обещание сохранить Санэдрин (который переедет в Явнэ) и рабана Гамлиэля (сына РаШБаГа). Одним из учеников раби Ёханана бэн Закая был раби Элиэзэр бэн Урканус (он был женат на Име Шалом – дочери РаШБаГа), который учил затем раби Акиву, как я упомяну ниже в связи историей про печь Ахная.  

Веспасиану взбрело в голову поближе «познакомиться с ментальностью» подчинённых ему евреев – и он стал почитывать на досуге еврейские Святые Писания (в существовавшем тогда греческом переводе). Прочитав рассказ о продаже Ёсэфа братьями, он наткнулся на закон «Укравший человека и продавший его должен быть казнён» (Шмот, Мишпатим 21:16; ср. Дварим 24:7). Тогда он позвал к себе Первосвященника раби Ишмаэля бэн Элишу и Главу Санэдрина рабана Шимона бэн Гамлиэля. «В торжественной обстановке» он попросил их рассказать, какое наказание по еврейскому закону положено человеку, укравшему другого человека, и продавшему его в рабство. Мудрецы процетировали ему всё то же известное ему уже предложение из Торы. Тогда он объявил им: «Десять ваших праотцов продали своего брата Ёсэфа за цену двух сандалий – и не были наказаны за это! Где же справедливость? Если бы я мог их судить – я судил бы их перед вами, но так как это не возможно – я должен казнить десятерых из самых великих еврейских мудрецов ради свершения правосудия! Примите же на себя достойно этот приговор».

Известно, что все события в этом мире являются лишь отсветом решения Небесного Суда – и мудрецы обратились к самому младшему из них, Первосвященнику раби Ишмаэлю, чтобы тот произнёс Тайное Имя и узнал, исходит ли это решение от Всевышнего. Тот так и сделал – и ангел Гавриэл подтвердил, что таково решение Небесного Суда, которое должны принять на себя мудрецы. В горький день 25 сивана 3828 (68) года (Тур Орах Хаим 580) привели на казнь Главу Санэдрина РаШБаГа, Первосвященника раби Ишмаэля и его заместителя раби Ханину – и стал умолять РаШБаГ, чтобы его казнили первым (чтобы не видеть казнь коэна). Римляне кинули жребий, и он выпал на РаШБаГа, которому отрубили голову, да отомстит Всевышний за его кровь. Дочь Веспасиана (сестра Тита), Флавия Домицилла, стала просить отца оставить в живых красивого и молодого раби Ишмаэля и отдать его ей в рабы ради всяческих женских утех – но Веспасиан отказал ей. Тогда она попросила сохранить ей красоту лица молодого священника, содрав с него кожу и сделав чучело. Так и сделали злодеи – но всё время, пока с его живого лица сдирали кожу, раби Ишмаэл молчал – пока не дошли до темени, места наложения тфилина. Вспомнив о заповеди, цадик, да отомстит Всевышний за его кровь, заплакал. После него казнили и его заместителя раби Ханину, да отомстит Всевышний за его кровь. Менее чем через месяц, 17 тамуза того же года, римляне ворвались в Святой Город и 9 ава подожгли Храм.  

После того, как мудрецы Санэдрина во главе с раби Ёхананом бэн Закаем и рабаном Гамлиэлем переехали из разрушенного римлянами Ерушалаима в Явнэ, начался новый период жизни еврейского народа – галут (изгнание).  

Прошло около сорока лет. Среди мудрецов Санэдрина возник спор о ритуальной чистоте печи Ахная. Глава Санэдрина рабан Гамлиэл из Явнэ (жизнь которого спас раби Ёханан бэн Закай) вместе с другими мудрецами признал её нечистой, а муж его сестры, раби Элиэзэр бэн Урканус, настаивал на её ритуальной чистоте. В наказание за неподчинение большинству его отлучили от общины – и он жил долгое время отдельно от всех. Талмуд (Санэдрин 68а) утверждает, что именно за это с Небес на мудрецов спустилось наказание – и император Адриан (которого за жестокость называли Лупиус – «Волк») продолжил казни, начатые Веспасианом. Были казнены раби Акива, раби Элазар бэн Шамуа, Ешвав аСофэр, раби Ханина бэн Хахинай, раби Еуда бэн Дама, раби Еуда бэн Бава, да отомстит Всевышний за их кровь.  

Раби Акиву казнили в Йом Кипур. После этого раби Еуда бэн Бава вызвал пятерых учеников раби Акивы и рукоположил их в раввинский сан. За это его убили, проткнув множеством копий. На месте убийства его и захоронили – перекресток дорог около его могилы сейчас назвали “Самуха”, в честь о “смихе” (раввинском рукоположении), что свершил он перед смертью. После этого раби Ханина бэн Традион (тесть раби Мэира, отец Брурии) пошел к раби Йосэ бэн Кисма за советом, как себя вести, т.к. в те дни были мудрецы искавшие смерти во Имя Небес, как раби Акива; но были и другие, как раби Йосэ бэн Кисма, которые призывали к сдержанному пути раби Йоханана бэн Закая.  

27 сивана раби Ханину бэн Традиона обмотали пергаментом Свитка Торы, по которому он учил евреев вопреки запрету Адриана, положили ему на грудь мокрую шерсть (чтобы дольше мучался) и сожгли на связках виноградных лоз (Масэхэт Смахот 8; Авода Зара 17б), да отомстит Всевышний за его кровь.