В последнем монологе перед своей кончиной Моше готовит еврейский народ к его вступлению и завоеванию Земли Израиля. Вот его слова: «Г-сподь, Б-г ваших отцов, да прибавит к вам против того, сколько вас, тысячекратно и да благословит Он вас, как говорил Он вам».
РАШИ объясняет так: «Они сказали ему: Моше, ты ставишь предел благословениям нашим? Святой, благословен Он, уже обетовал Аврааму: Если сможет кто-либо исчислить (прах земли, так потомство твое исчислено будет). Сказал им (Моше:) Это (благословение) от меня. Он же благословит вас, как говорил вам». Другими словами, люди жаловались, почему Моше предложил благословить их ограниченным тысячелетним благословением, тогда как Б-г уже обещал им неограниченное благословение? В ответ Моше сказал, что его благословение было не вместо благословения Всевышнего, а «поверх» него. Это, очевидно, требует уточнения.
Многие комментаторы РАШИ отмечают, что если Б-г уже дал неограниченное благословение еврейскому народу, что может кто-нибудь, даже Моше, добавить к этому? Это как зажечь свечу среди бела дня — света не станет больше. Комментаторы отвечают, что неограниченное благословение Б-га было обусловлено соблюдением заповедей, тогда как ограниченное благословение Моше было дано безоговорочно. Другой подход заключается в том, что благословение Моше актуально для нашего времени, тогда как бесконечные благословения Б-га были предназначены для Эры Мошиаха.
Ребе подробно отвечает, что конечной целью является объединение неограниченных благословений с ограниченным благословением; так что каждый может получить доступ к неограниченному благословению в пределах ограниченного источника благословения. Это, объясняет Ребе, и есть цель существования. Б-г создал конечный мир с конечными возможностями, так что в конечном итоге трансцендентные аспекты Б-га войдут в наше понимание и радиус действий. Это можно объяснить следующим образом. У Б-га есть два пути, с помощью которых Он проявляет Себя в Творении. Б-г — это и трансцендентный Творец, и имманентный Творец, то есть бесконечный Б-г отождествляется и скрыт в границах временного и физического мира.
Обычно эти два проявления Б-га действуют на разных длинах волн. Когда мы видим роль Б-га в природе, она сильно отличается от того, как мы видим Б-га, когда Он совершает чудеса. Когда мы видим, как действуют законы природы, мы не видим сверхъестественных проявлений Б-га. И наоборот, когда мы видим чудеса, мы не видим природу. Например, когда 40 лет еврейский народ ел в пустыне манну, он не видел естественного процесса производства продуктов питания. Они были причастны только к сверхъестественному явлению пищи, исходящей с небес. При более глубоком размышлении мы видим, что оба проявления в действительности ограничены; они работают внутри и соответствуют своей собственной системе. Даже кажущаяся неограниченной и трансцендентной сила Б-га преодолевать границы природы имеет свои собственные границы; она не может сосуществовать с природой. У нас есть либо мир природный, либо сверхъестественный. Однако цель состоит в том, чтобы изменить эту разделение и позволить обеим силам встретиться.
Как нас учат, метод, с помощью которого мы можем сделать трансцендентную имманентность и вызвать этот синтез, заключается в исполнении заповедей. Это приводит нас к последующему вопросу: Как возможно сосуществование двух противоположностей, таких как конечное и бесконечное? Это все равно что пытаться втиснуть круглый колышек в квадратное отверстие. Конечно, тот, кто обладает сверхъестественными способностями, может найти способы втиснуть круглый колышек в отверстие, мгновенно изменив контуры колышка или чудесным образом расширив отверстие. Но как можно совершить это ничего не меняя? Талмуд ссылается на эту загадку, когда иллюстрирует невозможность прохождения слона через игольное ушко. Это настолько невозможно, что здравомыслящий человек даже не может представить эту сцену во сне. Чудотворец, с другой стороны, может сделать это, посадив слона на ускоренную диету и уменьшив его размер, или чудесным образом увеличив размер игольного ушка, чтобы освободить место для прохождения слона. Но невозможно понять, как слон, с его колоссальными размерами, может пройти через действительно крошечное отверстие иглы, не изменяя границ ни того, ни другого. Это просто невозможно. Однако Б-г может сделать это, потому что сущность Б-га превосходит как естественное, так и сверхъестественное, трансцендентное и имманентное, конечное и бесконечное. Б-г также превосходит правила логики, и то, что для нас невозможно, не является невозможным для Б-га.
Когда Моше добавил свое собственное благословение к благословению Всевышнего, это был пример того, как Всевышний открыл Свою истинную сущность, посредством которой бесконечное и конечное могут встречаться и синтезироваться. Эта динамика, как отмечают вышеупомянутые комментаторы, произойдет только в будущую мессианскую эру. Это будет эпоха, когда будут удалены все преграды, скрывающие сущность Б-га.
Как мы можем подготовиться к такому явлению, где сверхъестественное и естественное встречаются? Известно, что все, что произойдет в мессианскую эпоху, зависит от действий, которые мы предпринимаем во время нашего изгнания. Что же мы можем сделать сегодня, чтобы выразить объединение бесконечного и конечного? Ребе объясняет, что это осуществляется с помощью любой заповеди, которую мы исполняем. Заповедь — это воля Всевышнего. Б-г бесконечен, и поэтому Его воля должна быть бесконечной, поскольку, как утверждает Рамбам, Б-г и Его атрибуты едины. С другой стороны, для исполнения заповеди нужен конечный объект, такой как тфиллин, мезуза, кошерная еда или деньги на благотворительность. Эти физические объекты, хотя и ограничены, высвобождают бесконечный свет Б-га через исполнение Его воли. Следовательно, благодаря соблюдению заповедей сегодня мы прокладываем путь к окончательному объединению, которое мы увидим своими материальными глазами после скорого пришествия Мошиаха и окончательного Освобождения.