Экев

                                                                                                                                            В нашей недельной главе «Экев» рассказывается о том, что Моше-рабейну объясняет народу, каким образом он разбил первые Скрижали Завета: «И схватил я обе Скрижали, и бросил их с обеих моих рук, и разбил их на ваших глазах!» Рабби Хаим бен Атар — автор книги «Ор а-Хаим» задаёт такой вопрос: «Почему Моше должен был хватать Скрижали руками? Ведь когда он спустился с горы Синай, Скрижали были у него в руках!» Мидраш Танхума объясняет эти действия Моше тем, что там была как бы борьба между Моше и Всевышним, между Моше и старейшинами поколения. Они держали Скрижали и не давали Моше скинуть их с рук. И тогда Моше победил их и схватил Скрижали.

Но в Талмуде в трактате «Шабат» сказано, что никакой борьбы там не было. Наоборот, Всевышний даже похвалил Моше за то, что он разбил Скрижали. Как же тогда следует объяснить эти слова, что Моше схватил Скрижали двумя руками? Смысл этих слов можно будет понять, если попытаться разобраться в глубоком духовном смысле разбития Скрижалей.

В комментариях к Торе «Шмот раба» сказано, что Моше хотел спасти евреев от обвинения. Скрижали являлись как бы брачным договором («ктуба») между Всевышним и евреями. Но после того, как евреи согрешили с тельцом, можно было бы обвинить евреев в нарушении этого договора. Разбив же Скрижали, Моше как бы порвал эту «ктубу». Нет «ктубы» — нет обвинения! 

 Но и в этом случае можно было бы обвинить народ, что из-за их греха разбились Скрижали, созданные и записанные самим Всевышним. Это и хотел предотвратить Моше! «Схватив» Скрижали, он как бы перевёл их из собственности народа в свою личную собственность. Моше являлся посланником народа, чтобы принести им Скрижали. Скрижали на тот момент принадлежали всему народу. Что же сделал Моше? Он «схватил» Скрижали, как бы присвоив их себе. Теперь не было возможности обвинить весь народ в разбитии Скрижалей, а только одного Моше!

Этот поступок наглядно демонстрирует нам всю силу и глубину самопожертвования Моше на благо еврейского народа! Ведь на самом же деле, для чего ему это надо? Он не принимал участия в грехе с Тельцом. В то время Моше вообще там не было. Он был на горе Синай, поэтому даже косвенно невозможно было бы его обвинить. Но Моше есть Моше! Он не просто требовал от Всевышнего простить еврейский народ, угрожая в противном случае убрать своё имя из Торы. Он не просто разбил Скрижали! Он сделал ещё большее! Схватил, присвоил Скрижали себе, сделав так, что теперь только его, а народ нельзя было бы обвинить в их разбитии!                                                      

 А теперь шутка… В один прекрасный весенний день, психически неуравновешенный человек решил, что он… смертельно болен! Он начал очень громко кашлять, чрезмерно стонать и плакать от воображаемой боли. Один член общины, врач по профессии, решил «разобраться» с этим особым случаем. Он пригласил его пройти тщательное медицинское обследование в его частной клинике.

После завершения серии рутинных анализов доктор повернулся к своему «пациенту» с грустным выражением лица и сказал: «Мне жаль говорить об этом, но по моему профессиональному мнению вам настало время начать молиться!» Пациент, который вдруг понял, что его «состояние» намного хуже, чем он мог себе представить, начал горько плакать. «Доктор, — спросил он голосом, полным страданий, — сколько времени мне осталось жить?» «Жить? Я не знаю, — ответил доктор. — Но ты должен молиться, потому что только Б-г может помочь таким сумасшедшим, как ты…».

Галут (изгнание), которое мы сейчас переживаем, определенно является тяжелой болезнью. Однако есть известная мудрая поговорка: «Знать свою болезнь — это половина лечения». Когда мы знаем причину болезни изгнания, мы можем (быстрее) обеспечить необходимое лечение! В главе Торы «Экев», которую изучают на этой неделе, Моше-рабейну продолжает описание событий, пережитых еврейским народом в течение сорока лет в пустыне. Грех золотого тельца, разбиение Скрижалей Завета, гнев Всевышнего и молитва Моше составляют лишь небольшую часть «морали», прочитанной Моше еврейскому народу.

Во время своего выступления Моше также описал пустыню, в которой находился еврейский народ («Дварим» 8:15): «…вел тебя по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье…». Физически пустыня представляет собой бесплодное место, лишенное человеческого существования. С духовной точки зрения пустыня символизирует опустошение и отсутствие божественного откровения, которое имело место во время изгнания — «по земле иссохшей и (по земле) могильной тьмы, где никто не проходил и где не жил человек» (Ирмияу 2:6) — место (и время) где «Сверхчеловек» — Всевышний, Б-г Израиля — казалось бы не обитает в мире, оставляя его как бесплодную и заброшенную пустыню.

Описание пустыни в Торе, соответствующей времени изгнания, учит нас о духовных причинах продолжения болезни изгнания. Тора хочет, чтобы мы поняли, как развивается этот духовный и ментальный недуг, чтобы мы, по нашей собственной инициативе, поняли и осознали, что следует делать для его излечения. Болезнь начинается, когда человек чувствует, что «пустыня» (существование народов мира и мирские дела) является «великой пустыней», гораздо более могущественной, чем он сам. «В конце концов», мы можем с лёгкостью привести аргумент: «В мире живет гораздо больше неевреев, чем евреев, и даже среди евреев, те, кто соблюдает Тору и заповеди, в настоящее время составляют лишь небольшую часть народа! Кроме того, даже я, соблюдающий еврей, большую часть своего дня провожу за едой, питьем, сном и делами бизнеса. Лишь небольшая часть моего дня посвящена вопросам Торы и служению Всевышнему».

Чувство неполноценности и беспомощности перед лицом позиции большинства проникает в психику, и вирус начинает размножаться. Болезнь развивается, и еврей начинает чувствовать, что «великая пустыня» стала «грозной» — пугающей и угрожающей… Мир контролирует и определяет его действия. Еврей охвачен страхом перед «миром», который мыслит совсем не так, как должен, и его способ измерения всего становится основанным на «Как отреагирует мир? Что все скажут?» Слабый, беспомощный и отчаянный человек становится мишенью для «змей и аспидов».

Змея, несущая в себе «теплый» яд, символизирует страсть материальных желаний, когда человек проявляет больший интерес и энтузиазм именно к тем вопросам, которые представлены «пустыней» — материалистическими желаниями и побуждениями. Этот «жар» ослабляет тепло и свет, которые он ощущал ко всему связанному с Торой и заповедями. Он становится настолько возбуждён тем, что может предложить мир, что аспид поглощает его.

«Сараф» (аспид на иврите) означает «сожжен». Его материальные поблажки сжигают, поглощают и уничтожают все эмоции, которые он ранее испытывал ко Всевышнему, Его Торе и Его заповедям. Он теряет все то удовольствие от соблюдения заповедей и молитвы, пока не станет… скорпионом! У скорпиона яд холодный. Человек становится холодным и совершенно безразличным ко Всевышнему. Еврейство больше не «говорит с ним»; это не его дело…

Даже когда он продолжает соблюдать определенные заповеди, он делает это машинально просто потому, что его научили так делать. Эти действия лишены какого-либо содержания и значимости для него. Болезнь изгнанника достигает апогея во время «засухи и безводья». Божественая душа пробуждается и испытывает жажду — ей нужно что-то более высокое, чем пустая мирская жизнь, которую она проживает, но она не в состоянии утолить эту жажду водами еврейства, изучением Торы и соблюдением заповедей.

К сожалению, его духовное пробуждение заставляет его искать духовность повсюду, но только не в своём «собственном дворе» — своём еврейском наследии. Теперь, когда нам известна болезнь и ее причина, мы можем найти и лекарство. Оно в том же стихе: «Который вел тебя по великой и грозной пустыне». Даже во время изгнания, в самых его глубинах, в самой темной из возможных ситуаций, Б-г вместе с каждым евреем, Он ведет и направляет его к пробуждению и раскаянию. «Который извлекал для тебя воду из скалы кремневой» — даже в сухой и безводной пустыне, когда кажется, что нет ни капли влаги.

Когда сердце еврея кажется таким же затверделым, как камень, Б-г приходит, чтобы пробудить его от духовного сна и извлечь из него живую воду — истинное и полное Освобождение. Сообщение для нас ясно и недвусмысленно: чтобы спастись от этой заразной болезни, чтобы исцелиться и искупить себя (и весь мир) из изгнания, мы должны излечить причину этой болезни.

Все начинается с бессмысленного подчинения и капитуляции перед окружающим нас миром. Именно потому, что мы чувствуем себя беспомощными в нашей нынешней ситуации, мы становимся таковыми! Итак, давайте не будем похожи на того психически неуравновешенного парня, который начал верить в свой собственный блеф. В глубине души, мы не больны! Наоборот! В отношении Торы и заповедей никогда не существовало силы, которой бы еврей был подконтролен! Как сказал Ребе РАЯЦ, прежде чем отправиться в свою, как оказалось, кратковременную ссылку в Кострому 3 Тамуза 5687 г.: «Все люди земли должны знать, что только наши тела были посланы в изгнание и порабощение, но не наши души». Мы должны открыто заявлять, что касательно нашей веры, Торы, заповедей и еврейских обычаев, никто не может говорить нам, что делать, и никакое принуждение недопустимо».                                              

Одним из самых важных пророчеств об Освобождении, которые исполнятся в будущем, являются слова Йешая (30:20): «И не будет более скрываться учитель твой». При этом произойдет полное раскрытие Всевышнего в мире. Более того, это «…увидит всякая плоть разом» — не только наши глаза, но и наше тело сможет увидеть и почувствовать раскрытие Всевышнего во всех аспектах природы.