В недельной главе Ваэтханан мы читаем о том, как Творец впервые в истории явился миру перед целым народом и вручил ему Тору. Целый народ услышал голос Вс-вышнего, говорящего с ним. Тора описывает голос Б-га словами «великий и бесконечный голос». Ведь в отличие от человеческого голоса, который ограничен и, со временем, угасает и обрывается, голос Б-жий безграничен в своей силе, то есть никогда не ослабевает, всегда остается сильным и могучим.
Какой в этом глубокий внутренний смысл? В хасидизме объясняется, что голос Б-га в даровании Торы — это голос, который до сих пор звучит в каждом из нас. На самом деле Вс-вышний до сих пор говорит с каждым из нас, в каждом поколении и повсюду в мире.
Другими словами, дарование Торы – это не единовременное событие, которое произошло и закончилось. Оно продолжается и будет продолжаться в любой данный момент и в каждом поколении. Идеи и ценности нашей Торы никогда не устаревают, они всегда актуальны. И в этом принципиальное отличие идей Торы, скажем, от идей коммунизма и прочих измов, которые приходят и уходят. Коммунизм, например, пришел и ушел. А ведь в годы коммунистической власти в том же СССР нам казалось, что в мире нет ничего более актуального, кроме коммунистической идеи. И вот, прошло несколько лет, а коммунизм настолько потерял свою актуальность, как будто его и вовсе не было. А наша Тора, при этом, так и осталась вечной и актуальной. Именно благодаря нашей Торе для нас близки Иерусалим двухтысячелетней давности, изгнание в Вавилон, погромы в Средневековье, еврейская жизнь на Манхэттене в 2022 году и летний лагерь в летний лагерь для еврейских детей в Казахстане в 1994 году.
*
К слову, о летнем лагере “Ор Авнер” в Казахстане в 1994 году. В ближайшие дни, мы отметим траурную дату – день кончины раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, отца Любавичского Ребе. Несмотря на преследования советской власти, рав Леви-Ицхак Шнеерсон всегда оставался верен заповедям иудаизма и призывал всех остальных к продолжению соблюдения традиций. До самого ареста он строго следил за кашрутом, проводил свадьбы и похороны в соответствии с еврейской традицией.
В 1939 году он был обвинён в антисоветской деятельности и сослан в Казахстан в посёлок Чиили. В Чиили сильно страдал от голода и ограничений в передвижении. В последние дни жизни получил разрешение переселиться в Алма-Ату, где и скончался 9 августа 1944 года. Похоронен на еврейском участке Центрального кладбища Алматы. Именно с тех пор Алма-Ата стала одним из центров, связанным с хабадским хасидизмом.
Когда распался казавшийся незыблемым Советский Союз, мы начали организовывать еврейские школы образовательной сети «Ор Авнер» практически во всех странах, созданных на руинах бывшей империи. Понятно, что не был оставлен без нашего внимания и независимый Казахстан. Постепенно, маленькими шагами мы начали еврейскую революцию и в этой стране. Сюда стали приезжать посланцы Ребе, в числе которых был и выдающийся раввин Ишайя Коэн, началось возрождение еврейской общины. Важным шагом на пути этого возрождения и стал летний еврейский детский лагерь, который мы открыли в 1994 году.
Говорят, что одна фотография может стоить тысячи слов. Я готов согласиться с этим утверждением, когда смотрю на снимок 25 еврейских подростков, которые отдыхали в нашем летнем лагере. Но эти дети тогда не просто отдыхали. В память о моем отце, покойном раввине Авнере Левиеве эти дети решили пройти церемонию брит мила именно в летнем лагере. Решили и сделали это. Такова история этого фото. Но есть еще один важный момент. Известно, что после церемонии брит мила, ее участник может выбрать еврейское имя, которое ему нравится. Некоторые из этих детей выбрали следующие имена: Менахем Мендель в честь Ребе, Леви-Ицхак в честь отца Ребе или Авнер в честь моего покойного отца.
Когда я смотрю на лица этих детей, я думаю о том, что могло случиться с их родителями, которым приходилось десятилетиями скрывать свое еврейство, вплоть до того, что их дети не прошли церемонию брит мила. Такова трагедия советских евреев и история их возрождения.
И еще. Эта фотография является ярким свидетельством того, насколько наша Тора актуальна для каждого поколения и каждого еврея. И путь некоторые евреи долгие годы не осознавали своего еврейства или даже пытались уклониться от него, но наступал момент и в их жизнь, в жизнь их детей мощно и бесповоротно входил «великий и бесконечный голос».
Мы, услышавшие этот голос, счастливы…