Неслучайно полное название месяца выглядит как “менахем-ав”, т. е. “отец-утешитель”, причем в оригинале слово “утешитель” стоит на первом месте.
Поэтому, согласно пророчеству, именно 9-го ава, во время разрушения Храма, душа будущего избавителя (гоэль) сошла в наш мир, и нам обещано, что в то время, когда были разрушены оба Храма, нас ждет строительство Третьего Храма. Причем, по преданию, своим великолепием и святостью он превзойдет оба предыдущих. Поэтому день 15-го ава, который воспринимается как источник утешения после трагедий Девятого ава, считается самым праздничным и радостным днем в еврейском календаре: датой построения Третьего Храма. А вся вторая часть месяца ав считается “благословенной” – барух.
С приходом нашего праведного избавителя, одно из имен которого Менахем (“утешитель”), – уже в эти дни!
КАЛЕНДАРЬ НА МЕСЯЦ МЕНАХЕМ-АВ
10 ава – родился один из 12-ти сыновей Яакова: Исахар.
15 ава – радостный день в еврейском календаре. В этот день закончилось наказание поколения, которое было обречено скитаться в пустыне. Те, кто дожили до этого дня, были прощены и вошли в Страну Израиля. Согласно древнему пророчеству в этот день будет построен Третий Храм.
15 ава – праздник сватовства. В древности еврейские девушки в этот день водили хороводы, а юноши выбирали себе невест.
20 ава – день кончины гаона и кабалиста р. Леви-Ицхака Шнеерсона, отца Седьмого Любавичского Ребе. Он долгое время был главным раввином города Днепропетровск (Екатеринослав), потом был арестован и сослан в Казахстан. Умер в ссылке, в поселке Чиили в 1944 г., похоронен на еврейском кладбище в Алма-Ате.
В этом году пост 17-го тамуза (и, соответственно, 9-го ава) приходятся на шабат, поэтому он переносится на следующий день (воскресенье), что несет в себе доброе предзнаменование. По выражению Ребе Рашаба (р. Шолома-Дова-Бера, Пятого Любавичского Ребе, отца Ребе Раяца): ”Если уж этот пост оказался сдвинут со своего места (хотя бы на один день) – так пусть он будет удален из нашего календаря полностью!”. И так будет в самом скором будущем, когда (по словам Рамбама) “все наши посты станут праздничными датами и днями веселья” – с приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни!
Зерно геулы
– Почему Машиах родился в день разрушения Храма? – спросили у раби Пинхаса из Кореца.
– Зерно злака, посеянное в землю, должно распасться прежде, чем прорастет из него новый колос. Энергия не может возродиться к жизни, если не пройдет сквозь небытие. Перемена формы происходит, только когда содержание обращается в абсолютное ничто. Из шелухи забвения прорастает память. В этом – сила избавления. В день разрушения Храма было брошено зерно избавления, оно дало росток. Поэтому в этот день мы сидим на земле, поэтому в этот день мы посещаем могилы близких, поэтому в этот день родился Машиах.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––
ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК
Ружинский ребе не любил грусть и печаль, поэтому его хасиды любили шутить, иногда весьма рисковано. Однажды в пост Девятого ава его хасиды кидались друг в друга колючками. Колючки и репейник – это вещь неприятная и подходит к траурной атмосфере поста, но хасиды Ружинера ими перебрасывались и играли. Они хотели немного развеять грустную атмосферу Девятого ава и заставить молящихся немного улыбнуться.
После этого несколько молодых хасидов решили забраться на крышу бейт-мидраша, разобрать часть крыши, спустить вниз веревку и хватать петлей проходящих по бейт-мидрашу, затаскивая их на крышу. Но стоявшие на крыше не видели, кого они ловят внизу, и поймали… самого Ружинского ребе. Разумеется, они перепугались и немедленно опустили его вниз.
Ребе посмотрел вверх и сказал:
– Б-же, если Твои дети не соблюдают как полагается этот “праздник” – отбери его у них!