Я всегда буду помнить тот разговор с моим отцом, да будет благословенна его память. Это было около 35 лет назад. Папа тогда вернулся из города Вена. Он зашел в мой кабинет на алмазной бирже как раз в тот момент, когда я проверял очередную партию бриллиантов. Отец посмотрел на меня и сказал буквально следующие слова: «Пока ты занимаешься ерундой, в Австрии целая община бухарских евреев может стать потерянной для нашего народа».
– С приездом папа, – сказал я отцу, подняв на него удивленный взгляд, – ты действительно считаешь, что в Вене все так серьезно?
– Тебя просто не было со мной, – разошелся не на шутку отец, – ты не видел, того, что видел я! Ты не видел, как наши бухарские евреи в лель шабат идут на свадьбы и гулянки, танцуют в залах торжеств со столами с не кошерной едой. Они оскверняют субботу, они уходят от иудаизма. Их нужно остановить! Это наша миссия!
Мне показалось, что отец вот-вот расплачется. Я налил ему стакан воды. Отец немного успокоился и приказал мне:» Нам срочно нужно собрать деньги, нам нужно лететь в Вену, нам необходимо спасти австрийскую общину».
После этих слов отца я сразу поменял свои рабочие планы, попросил секретаря отменить на ближайшие дни все рабочие встречи. Мы нашли раввина Ниязова, мы связались с раввином Яковом Бидерманом, да пошлет ему Вс-вышний полное исцеление. Мы начали действовать…
Несколько дней назад я в очередной раз побывал в Вене. В те минуты, когда я в помещениях «Бэйт Леви» разговаривал с людьми, осматривал еврейские детские сады и школьные классы, общался с молодежью, я с грустью думал о том, что мой отец сейчас не видит того, чего вижу я.
– Чтобы сделал мой отец, увидев, что бухарские евреи Вены живут полноценной еврейской жизнью? – спросил я сам себя. И вдруг, неожиданно, я ясно представил, как мой счастливый отец распечатывает бутылку хорошего кошерного вина, делает несколько глотков и начинает танцевать бесконечный танец радости…
*
Я не случайно начал этот разговор с вами, мои читатели, с воспоминания о том, как мой отец, рав Авнер пришел ко мне в кабинет. Просто я глубоко убежден, что наши отцы и деды, наши близкие и далекие предки своими поступками, верой и преданностью традициям своего народа определили мою дальнейшую жизнь, жизнь моих детей и внуков, а также вашу жизнь и жизнь ваших потомков. Евреи Вены, живущие сегодня по Торе и соблюдающие мицвот, аврехим в местной ешиве, переполненные синагоги, отлично работающие еврейские общественные организации не где-нибудь в Бней Браке или Бейтар-Илите – все это тоже благословение наших предков, которые, в свое время, сумели сделать правильный духовный выбор.
Вспомним историю нашей общины. Наверно, только с тех пор, как в Узбекистан прибыли эмиссары Любавического Ребе, у нас появилась возможность жить по подлинному еврейскому закону. Но ведь наши предки стремились жить по Торе и до того, как к ним приехали посланцы Ребе.
Чтобы быть правильно понятым, приведу пример из нашей семейной истории. Когда 51 год назад скончался дед моей жены, покойный рабби Шмайя, да будет благословенна его память, его наследство было разделено между потомками. Так получилось, что все его рукописи и книги оказались в руках его правнука, Гавриила Суфиева, который женат на моей дочери Хагит. Время от времени он присылает нам старые рукописные комментарии на священные книги, написанные, красивым испанским почерком дедушки.
В те дни, когда эти комментарии писались, посланники Хабада еще не прибыли в Самарканд. Но эти комментарии от дедушки Шмайя – материальное подтверждение того факта, что и до эмиссаров Ребе, бухарские евреи учили Тору в Талмуд Тора и стремились жить по заповедям. То есть, внешне все выглядело достаточно благополучно. Но, как показало дальнейшее развитие событий, по сути дела еврейская жизнь в Узбекистане в то время напоминала самолет, который чуть-чуть сбился с курса. А вы знаете, что происходит с самолетом, который сбивается с курса даже чуть-чуть. Такой самолет, к удивлению его пассажиров, может вместо запланированной посадки в Москве совершить вынужденную посадку, скажем, в Тегеране. Что-то похожее произошло и с бухарскими евреями. Они стремились быть преданными Торе, но отклонение от курса уже чувствовалось.
Вспомните нашу историю, когда в общину прибыли хабадские хасиды, рабби Шломо Лейб Элиэзеров и рабби Авраам Хаим Неа, то первое, что они увидели, что на уроки Торы приходят только дети обеспеченных людей. И что сделали посланники Ребе? Они собрали вокруг себя детей бедняков и сирот и начали им преподавать Тору. В числе тех детей был и мой дедушка рав Звулун. А еще в числе тех учеников были рав Йезекия Кайков, рав Авраам Хаим Ладаёв, мальчишки из семьи Ниязовых и несколько других детей. Таким образом был открыт Талмуд-Тора, в которой могли учиться и бедные дети общины. Все это произошло еще до прихода коммунистов в Узбекистан.
Знаете ли вы, что посланникам Ребе тогда было совсем не просто вести работу среди бухарских евреев. Того же рава Авраама Хаима Неа председатель общины один раз даже прилюдно выгнал из синагоги, сказав: «Что это за молодой ашкеназский цоцик, который пришел нас учить уму разуму».
Для чего я это рассказываю. Просто хочу объяснить, почему в тот момент, когда к власти в Узбекистане пришли коммунисты, многие представители нашей общины быстро приняли новый образ жизни и подстроились под новую власть. Ведь к тому времени они уже «немного сбились с курса».
Но вот что интересно – все ученики рабби Шломо Лейб Элиэзерова и рабби Авраама Хаима Неа не пошли на компромиссы с коммунистами. Они не отступились от веры отцов даже тогда, когда им угрожали казнью, а потом заменили смертный приговор на пожизненные заключения, которые, в итоге, были заменены 25-ю годами ссылки. И только после смерти Сталина эти люди смогли вернуться домой, к своим семьям…
Я слышал от родителей, как арестовали моего дедушку. Все произошло до обидного просто. Мой дедушка прятался от властей на чердаке. Вечером, когда уже наступила темнота, дедушка вышел из своего убежища чтобы сказать слова кидуша своим близким. Не мог же он предполагать, что случайно увидевший его знакомый бухарский еврей донесет на него властям. И вот дедушку заковали в наручники и начали сильно толкать его прикладом ружья, как будто он мог куда-то убежать.
Чем отличался бухарский еврей, доложивший властям на своего соплеменника от моего дедушки? Чем отличались бухарские евреи, которые легко отказывались от своей веры и своих убеждений от учеников, которых обучали иудаизму посланцы Ребе? Я так отвечу на эти вопросы. Ученики рабби Шломо Лейб Элиэзерова и рабби Авраама Хаима Неа понимали, знали и принимали, что иудаизм – это не профессия и не бизнес. Они понимали, что, в определенных условиях, иудаизм – это тяжелая моральная ноша. Они понимали и принимали тот факт, что истинный еврей должен быть готов умереть за свою веру или за другого еврея.
*
C тех дней, когда посланцы Ребе приехали в Узбекистан, уже много воды утекло. Сегодня год 2022, Австрия, Вена. Я захожу в синагогу. Мне представляют молодых людей. Это правнук муллы Йезекии Кайкова…, это правнук муллы Менахема Аллаева…, это правнук муллы Джуры Ниязова…
И я спрашиваю себя, что произошло бы, если бы рабби Элиэзеров не начал бы 100 лет назад преподавать Тору прадедам этих ребят. Где бы сейчас были эти парни? Сидели бы в каких-то барах, выпивали алкоголь без меры и прожигали бы свою жизнь… Сегодня они сидят на уроках Торы, изучают труды наших мудрецов и говорят о том, как помочь другим евреям…
Возьмем, к примеру, Муллу Джуру Ниязова. Когда мальчишки произносили его имя, они вставали. Напомню, кем был этот человек. Во время Второй Мировой войны многие ашкеназские евреи бежали в Узбекистан. Они привезли с собой нищету, голод, болезни. Мой отец рассказывал, что прибывали целые поезда худых, голодных людей, у которых не было в достатке еды и одежды. Бухарские евреи пришли на помощь нуждающимся. Они стали раздавать беженцам еду и лекарства. В те дни голодные и грязные беженцы привезли с собой эпидемию брюшного тифа. Страшная болезнь начала косить людей. Потому все, кто пришел на помощь беженцам, старались держаться от больных брюшным тифом подальше. Все, но не Джура Ниязов. Он приходил на помощь к самым тяжелым больным, он забирал их в свой дом. Он боролся за этих людей, пока сам не заразился и не ушел из жизни. Вместе с ним умерла и его дочь…
Наверно, найдутся те, кто скажет: «Какая глупость, отдать жизнь за тех людей, которых, в конце концов, все равно забрала бы болезнь. Но у Вс-вышнего свой взгляд на поступки людей. И вот, спустя 80 лет раввин, который является внуком муллы Джуры Ниязова приезжает в синагогу в Вену и десятки евреев приходят послушать его урок Торы.
Чему такому особенному научили своих учеников посланцы Любавического Ребе 100 лет назад в Узбекистане? Как простые еврейские мальчишки своими судьбами доказали, что они поняли суть жизни, разобрались, что в ней важно, а что – второстепенно? Ведь именно эти мальчишки стали потом духовными лидерами нашей общины, праведниками, помнить которых мы будем всегда.
*
В те дни, когда я находился в Вене, я пытался глубже понять, осмыслить жизнь наших великих предков. Ведь благодаря стойкости и вере этих людей сегодня в столице Австрии община бухарских евреев живет полноценной еврейской жизнью.
Если бы мой дорогой папа мог бы быть со мной в Вене спустя 40 лет, после того памятного визита, когда он был там без меня, я бы привел его в «Бэйт Леви» и сказал бы ему эти слова: «Миссия выполнена, отец!»