В октябре исполнится 30 лет с момента создания общественного научного центра “Рошнои”. Эта примечательная дата даёт нам полное основание попытаться оценить в какой-то степени плоды многолетней деятельности упомянутой организации, в рамках которой объединилась творческая интеллигенция бухарских евреев, волей судьбы оказавшаяся на американской земле. Ведущим идеологом, катализатором и энтузиастом этого гигантского проекта выступил Роберт Пинхасов, известный раннее врач-уролог и успешный хирург, кандидат медицинских наук, в течение 30 лет практиковавший в Ташкенте и сумевший завоевать высокий профессиональный авторитет.
Возникновение этой организации, как оказалось, позволило не только сформулировать и значительно расширить научно-практические представления об актуальных проблемах, касающихся социальных аспектов многовекового развития нашего этноса. Но и, что не менее важно, вовлечь десятки известных ученых и специалистов, полных творческих сил и свежих задумок, с богатым жизненным опытом в продуктивную общественную деятельность. Людей, жаждущих не только донести до широкой общественности свои знания, пребывающих многие годы в силу объективных обстоятельств втуне, но и ощутивших в новых условиях свою социальную востребованность, многократно обостряющую помимо всего страсть человека к жизни и участию в воспроизводстве её бесценных плодов, в частности, научных.
Всё это так. Но не слишком ли увлёкся автор этого юбилейного материала, не напутал ли что-то c понятиями. Ведь под страстью чаще принято подразумевать характер отношений между людьми, в первую очередь, мужчинами и женщинами. Когда эти отношения достигают апогея взаимной увлечённости, наивысшего эмоционального накала, все прочие условности чаще либо отметаются, либо начинают играть второстепенную роль.
Да, но какое отношение, в таком случае, страсть может иметь к научному поиску, к профессиональной исследовательской деятельности, тем более длительной, связанной с многолетними затратами времени и энергии, когда порой самые продуктивные идеи могут зарождаться даже в неурочные моменты, вдруг, спонтанно, словно мгновенная вспышка яркого света. Кому из учёных неведомы примеры, когда ответ на осаждающий месяцами вопрос, вдруг блеснёт ночью в момент глубокого сна, вынуждая, не медля, соскочить с кровати, торопясь к письменному столу, чтобы не потерять пронзившую неожиданно мысль.
В чём смысл порывов страсти в области науки? Почему без её пылких проявлений, особенно на этапе осмысливания рабочих гипотез и поиска вероятных ответов на возникающие вопросы, маловероятен серьёзный успех? А потому, не побоимся нашего сопоставления: только паталогическая увлеченность идеей тщательной промывки золотоносного песка, то бишь раскрытия всех тех бесценных тайн, которые таят в себе проблемы истории, социологии и демографии, в частности, бухарского этноса, поиск обещает приоткрыть завесу над этими научными секретами.
Если иметь в виду, что каждый конкретный исторический момент выдвигает на передний план своего развития персоналии, способные содействовать и выявлению, и оценке динамики зреющих в его недрах проблем, то можно, апеллируя нынешними результатами, смело подчеркнуть: Роберт Пинхасов оказался именно той персоной, которая смогла и объединить, и возглавить многолетние исследования в обозначенных направлениях.
Любопытная деталь: первые 30 лет своей зрелой жизни в Ташкенте он посвятил врачеванию и науке в сфере урологии, а второе тридцатилетие – американское – вопросам общественного развития родного этноса, которые никак, на первый взгляд, не стыкуются между собой. Но лишь на первый взгляд, ибо и в первом, и во втором случаях успех гарантирован лишь там, где учёный в совершенстве владеет универсальными общенаучными методами познания явлений объективной реальности. Мне хорошо помнится, как на начальных стадиях своих новых общественных увлечений, Роберт, с присущей ему страстностью, делился первыми догадками и гипотезами о вероятных направлениях предполагаемых поисков и их возможных результатах.
У меня в руках небольшой реферативный сборник, изданный недавно Робертом Абрамовичем, где представлены аннотации всех его работ за американский период жизни (1995 – 2021). Даже простое знакомство с перечнем более пятидесяти серьёзных изданий на русском, иврите и английском языках, не оставляют сомнений в одном: речь идёт об авторе, обладающим не только колоссальной работоспособностью, но и непочатой уверенностью, внутренней убеждённостью, что, если не он, то кто? Это удел многих неординарных личностей, повторяющих слова известного мудреца древности Гиллеля: «Кто, если не я, и когда, если не сейчас?», полюбившиеся, кстати, Маргарет Тетчер, и, судя по всему, напрочь запомнившиеся нашему герою. Могу в данный момент с полной ответственностью констатировать абсолютную состоятельность совершенно очевидного факта: выдать подобный количественный и качественный объём добротной научной продукции по силам лишь солидному коллективу профессионалов специализированного учреждения, но никак не герою-одиночке. В чём же секрет успеха Роберта?
Подбирался он к своей главной цели жизни, назовём её условно «Бухариада», неспеша, тщательно выверяя дорожные знаки и опасаясь свернуть в малообещающие направления, уже исхоженные другими старателями. Предпочитая двигаться по малоизведанным тропам, куда пока в достаточной степени не ступала нога предшествующих искателей в поисках той самой золотоносной жилы, что сулит сохранить в остатке яркие твёрдо запоминающиеся драгоценные песчинки, способные отразить всю неповторимую гамму исторических перипетий, сполна испытанных нашим многострадальным этносом.
Не могу не заметить, что несмотря на массу очень важной информации, представленной за первые десять лет своей неугомонной деятельности, Роберт издал не просто четыре телефонных справочника, скрупулёзно охвативших практически каждую бухарскую семью, оказавшихся разбросанными по 25-ти штатам Америки. Но по сути, параллельно впервые провёл уникальную репрезентативную перепись нашего этноса, показав количественную динамику его роста от 40 тысяч в начале 90-х, т.е. от старта массового исхода в США по стремительно восходящей отвесной линии, до истечения того же десятилетия.
Анализ этих сведений предвещал много интересного, включая большее осознание будущего развития бухарской семьи в непривычных условиях потери былого компактного проживания родного социума. Но, как говорится, интерес неимоверно возрастает в процессе работы. Дальше – больше. И пошло, и поехало: Роберт с головой окунулся в разработку нащупанной золотоносной жилы, неустанно повторяя магическую фразу успеха – «если не я, то кто же».
Было бы несправедливо утверждать, что «бухариада» представляла собой неосвоенную целину. Напротив, за полтора-два минувших столетия она привлекала к себе внимательные взоры многих десятков маститых учёных, путешественников, религиозных деятелей, оставивших потомкам массу интересных исследований, воспоминаний, включая любопытную статистическую информацию, рисующую социальный облик наших предков, связанный с теми или иными отрезками конкретного времени.
Скрупулёзно и досконально перелопатив и проанализировав всю эту бесценную фактологию, создав тем самым своеобразный надёжный плацдарм для дальнейшего наступления на укреплённые позиции и редуты, за которыми притаилась очередная база непочатых сведений, Роберт Абрамович вплотную сумел приблизиться и определить для себя главные направления дальнейшей работы.
Великолепно владея методологией индукции и дедукции, движения от единичного, особенного к всеобщему и наоборот, анализа и синтеза, не чуждых исследованиям в медицине, Роберт, по моему видению, не только сумел «очеловечить» и «персонифицировать» свою концепцию бухарского еврея в зеркале конкретного времени, но и проследить этот процесс в динамике, препроводив его до сегодняшнего дня. Перед взором любопытного читателя предстала живая картина сотен и сотен конкретных лиц, отождествляющих этот интереснейший процесс логической интерпретации развития истории бухарских евреев и её постепенного наполнения реальными людьми, сделавшими и продолжающими творить ныне свою историю. И здесь же недалёк ответ на один из основных вопросов, отчётливо фигурирующих изначально в исследовании Роберта: где, почему и за счёт чего бухарские евреи, прожив два тысячелетия в мусульманском окружении Центральной Азии, за последние полвека смогли не только достойно адаптироваться в еврейском государстве, но и стать равноправными гражданами западных стран, строго почитая их законы и помня при этом о своих истоках и многовековых этнических традициях.
Одна из редких особенностей научного почерка Роберта заключается в том, что значительную часть своего фактологического материала он добывал исключительно «ручными» способами, выявляя необходимые данные методом персонального интервьюирования многих сотен респондентов, оказавшихся заведомо в поле его зрения. Многие сотни звонков в десятки стран, предвосхищающие «допрос с пристрастием» по специальной программе, результаты которых после соответствующей обработки превращались в аргументированные выводы по тем или иным намеченным темам.
Представьте себе книжный шкаф, заполненный пол сотней солидных изданий, где можно обнаружить сведения самого разного содержания о бухарском этносе, начиная с 13 века по сей день, сопровождаемые серьёзным аналитическими выкладками. Причём весь этот обстоятельный материал подаётся как в региональном ракурсе, так и профессиональном, образовательном, общем и единичном в контексте различий между еврейскими этносами (ашкеназы, сефарды, горские, бухарские). Особый интерес вызывает специальное издание, посвящённое нашим соплеменникам, оказавшимся волей судьбы на пяти континентах.
С тем, чтобы более ясно себе вообразить объёмы колоссального труда, вложенного Робертом Абрамовичем в своё детище, которое иначе чем «главная цель его жизни» вряд ли можно определить, достаточно указать на следующий факт. Впервые наука, в особенности мировая этническая демография, сопряжённая с исследованиями динамики социального развития бухарских евреев, получила в своё распоряжение добротные научно систематизированные сведения.
В течение последних года-двух библиотечные фонды крупнейших американских университетов, включая те, которые объединены знаменитой Лигой плюща, пополнились шестью сотнями книг, изданных Робертом Пинхасовым, что говорит само за себя. То есть им создан высококачественный конечный продукт, который нашёл достойный интерес у самых компетентных и притязательных критиков и вывел тем самым впервые проблему на солидный общепризнанный международный уровень.
Не могу в данной связи не упомянуть имя родного брата Роберта – Юрия, известного американского ученого и успешного бизнесмена, эмигрировавшего из Ташкента более сорока лет назад и ставшего автором нескольких десятков перспективных патентов в сфере высоких технологий. Юрий на протяжении всего американского этапа деятельности старшего брата оказывал ему не только бесценную моральную поддержку, но и существенную материальную помощь, связанную прежде всего с изданием завершённых исследований.
Разумеется, огромную роль в научной и профессиональной судьбе Роберта Абрамовича сыграл факт, что более 60-ти лет назад он вытащил счастливый лотерейный билет в лице супруги Беллы, надёжного друга и подлинной хранительницы еврейских семейных ценностей.
Нельзя также не напомнить, что деятельность Роберта, как многолетнего бессменного и признанного руководителя ОНЦ «Рошнои», носила комплексный многоплановый характер, в рамках которого была проведена целая серия научно-практических конференций, включая международные, с привлечением учёных из многих стран. В памяти членов ОНЦ навечно сохранятся коллективные туристические поездки по странам Европы, периодические дружеские собрания детища Центра – «Клуба единомышленников» и многое другое. Но это уже отдельная тема.
Пока что вывод напрашивается однозначный: гостеприимная толерантная Америка делает всё от неё зависящее с тем, чтобы каждый её гражданин имел возможность реализовывать свой внутренний потенциал для долгой счастливой жизни. Плодотворная деятельность ОНЦ «Рошнои» – наглядное тому свидетельство.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ, доктор философских наук, профессор