Ки Таво

Начало этой главы посвящено законам принесения в Храм первых плодов урожая, собранных в земле Израиля. В беседе рассматриваетcя молитва, которую читает каждый участник церемонии принесения плодов. В ней восславляется два чуда: избавление Яакова от Лавана и Исход из Египта. Почему же упомянуты именно эти два чуда и только они? Как выясняется, обряд принесения первых плодов особым образом связан именно с этими чудесами. Он имеет глубокий смысл, связанный с нашей жизнью.                     

«А ты возгласи и скажи перед Б-гом, Всесильным твоим: “Арамеец сотворил зло отцу моему, и сошел он в Египет и жил там с немногими людьми… И вывел нас Б-г из Египта рукою сильной… И привел Он нас на это место и дал нам страну эту, страну, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я начатки плодов земли, которую дал Ты мне, Б-г!”».

Стих «арамеец сотворил зло отцу моему» согласно Раши и другим комментариям относится к Лавану, замышлявшему убить Яакова, что привело бы к истреблению всего еврейского народа. Поэтому, принося в Храм первые плоды земли, евреи благодарили Б-га за избавление и спасение нашего народа от истребления, которое грозило нам от руки Лавана, а потом от египтян, однако милостью Б-га евреи были приведены в страну, «текущую молоком и медом».

 Но если молитва эта призвана напоминать нам о милости Б-га, почему же в ней упомянуты лишь два эти события? Ведь Израиль знает многие иные чудеса избавления: таковы расступившиеся воды моря, победа в битвах с амалакетянами, ман и вода в пустыне, победа над Сихоном и Огом и т.д. И египтяне, и Лаван действительно грозили Израилю полным истреблением, а потому избавление от угрозы, исходившей от них, существеннее, чем всякое иное спасение, обретенное посредством чуда. Но, продолжая это размышление, мы видим, что обойдено молчанием другое важное событие: спасение Яакова с его детьми от брата Эйсава. Ибо поступи Эйсав так, как боялся того Яаков («Ибо я боюсь его: как бы не нагрянул он и не поразил у меня мать с детьми»), не осталось бы народа Израиля.

Может показаться также удивительным, что Раши не касается этого вопроса. То, что он обходит этот эпизод молчанием, ставит нас в затруднительное положение: должны ли мы понимать данный стих буквально? Ведь комментарий Раши призван прояснить именно темные места. Но как раз потому, что Раши ничего не говорит о данном эпизоде, мы должны сделать вывод, что никакой проблемы здесь нет. Опираясь на предыдущие замечания Раши, мы можем понять, почему в молитве, которая читается над плодами, принесенными в Храм, нет необходимости упоминать об избавлении Яакова от Эйсава. Объяснение кроется в том, что угроза, исходящая от Эйсава, вовсе не была реальной. Встретив Яакова после многих лет отчуждения, Эйсав не причинил брату вреда. Угроза, связанная с ним, существовала только в сознании Яакова и была порождением его тревог и опасений. Но верно и то, что и Лаван не причинил вреда Яакову. Однако намерение Лавана было вменено ему Б-гом в вину, как если бы он и впрямь совершил задуманное.

Наше рассуждение показало: Лаван не причинил Яакову реального вреда. И если Г-сподь вменил ему в вину намерение как реально совершенный проступок, то это распространяется только на наказание, которое выпало Лавану, и не имеет отношения к Яакову. В противном случае мы должны упоминать в молитве все милости, которых удостоились от Б-га, даже если то было милостивое избавление от угрозы не реальной, а потенциальной, и тогда мы должны упомянуть эпизод с Эйсавом. Следовательно, мы должны признать: только эти два чудесных избавления – от Лавана и от египтян – связаны с заповедью приношения первых плодов земли Израиля.                                                                               

 Приносить плоды в Храм стало обязательным лишь после того, как израильтяне вошли в Землю Обетованную, завоевали ее и заселили. Мы видим, что в заповеди, повелевающей приносить первые плоды Б-гу, речь идет не просто о том, чтобы выразить благодарность Ему за дар земли Израиля, но прежде всего за то, что отныне Израиль получил постоянное место обитания. Только поселившись в своей земле, евреи могли возрадоваться с легким сердцем, только тогда могли они принести первые плоды этой земли в дар Б-гу.

Принесение плодов выражает благодарность за страну, что «течет молоком и медом», за возможность жить в этой стране во веки веков, «вкушать от ее плодов и насытиться от благ ее». И чтобы подчеркнуть это, выбраны именно два наших примера. Именно чудо избавления от Лавана и чудо избавления от египетского рабства важны, когда речь идет о том, что предки наши получили место, в котором суждено им жить всегда. Эти же два примера указывают, что враги замышляли сокрушить Израиль, но потерпели от Б-га поражение, а потому земля эта будет безопасна. Только эти два события в истории Израиля четко указывают на то, что в дар еврейскому народу дана земля, на которой ему суждено жить всегда («и привел нас на это место»), земля, где суждено обрести благо и достаток. Именно два этих примера – с Лаваном и Египтом – связаны с чудесами, свершившимися, когда наши предки жили оседло.

Путь Яакова к Лавану был путем нисхождения (от духовности Беер-Шевы к развращенности Харана) и нисхождением было переселение Израиля в Египет. Два этих нисхождения повлекли за собой два великих акта милосердия Б-га и чудесного избавления, когда народ Израиля был спасен от уничтожения. Важно распространить этот принцип на жизнь каждого еврея. Еврею недостаточно успокоиться на своем духовном восхождении, воспарении души, ищущей близости Б-га. Он должен стремиться еще к тому, чтобы духовность снизошла в мир, наполнив каждую область жизни, с которой еврей соприкасается. Духовность должна проникнуть в мир его трудов, его социального общения, чтобы внешняя жизнь не только не препятствовала его стремлению к Б-гу, но сама стала бы составной частью этих духовных исканий. Вот те первые плоды, которые еврей приносит Б-гу, и, посвящая их Святости, он достигает изначальную цель человека – сделать весь мир обителью Б-га.                        

При выходе из Египта, евреи стали свидетелями великих чудес, которые Всевышний творил у них на глазах. И вот, по окончанию 40-летнего странствия по пустыне, обратился к ним Моше с такими словами: «…вы видели все, что сделал Б-г у вас на глазах в стране Египетской… знамения, чудеса те великие…», А затем продолжает Моше: «Но не дал вам Б-г сердца, чтобы понять, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня… 40 лет». И в конце: «соблюдайте же слова союза этого и исполняйте их, дабы преуспели вы во всем, что будете делать».

Моше-рабейну говорит, что Всевышний не дал евреям сердце, осознать эти чудеса, глаза, увидеть эти чудеса, уши, услышать эти чудеса, до этого самого дня — «этот самый день» — конец 40-го года их пребывания в пустыне. Неужели в течение 40-ка лет евреи не осознавали чудеса? Они не видели чудеса? Не слышали великие знамения? Что имел в виду Моше, говоря это? Ответом является конец фразы: «соблюдайте же слова союза этого и исполняйте их».

До конца 40-го года евреи не осознавали чудеса в такой степени, чтоб это заставило их соблюдать слова Торы и безупречно их исполнять. Безусловно, они видели и слышали все чудеса, но их восприятие было поверхностным, зрительное и слуховое восприятие не пронзило их и не стало их внутренней сутью. И как следствие они тогда еще не могли исполнять всю Тору надлежащим образом. После 40 лет пребывания в пустыне евреи удостоились того, что Всевышний раскрыл их сердца, глаза и души, чтоб осознать, что сотворил для них Творец. Лишь после 40 лет евреи достигли глубокого понимания событий, а это заставило их исполнять волю Творца в полной мере.

 Увиденное однажды поверхностным взглядом не может стать сутью человека и не может заставить его изменить мировоззрение и изменить его поступки. Но постоянное наблюдение на протяжении 40 лет — вот что воистину можно назвать «видеть», а результатом будет то, что человек изменит свой обычный образ жизни и все его поступки будут следствием увиденного. «Этот самый день»… «соблюдайте»… «исполняйте»… — только после глубочайшего осознания величия чудес сотворенных Б-гом, наши предки превратились в тех, кто мог воистину соблюдать и исполнять самым лучшим образом все слова союза, заключенного между ними и их небесным отцом. И как результат — это были те, кто удостоился войти и завоевать родную землю. Ктива вэ хатима това! Шана това уметука ле коль ам Исраэль!