Глава Торы на этой неделе содержит больше заповедей, чем любая другая – 73. Одна из них – как развестись с женой; документ должен быть написан и т. д. Интересно, что Талмуд (Гиттин 90а) учит, что развод — это плохо. На самом деле Б-г ненавидит это так сильно, что каждый раз, когда (мегаршим иша) выгоняют жену, Храмовый Алтарь проливает слезы.
Это очень странно. Что плохого в разводе? Иногда что-то просто не получается между людьми и развод позволяет им начать новую жизнь. А с другой стороны, если развод — это плохо и Б-г его не любит, то почему Он его допускает? Надо его запретить! Сказано в Торе (глава «Ки теце» 24:1): «Если возьмет кто-либо жену и совокупится с нею, и будет тогда, когда не обретет она милости в его глазах, ибо нашел он в ней нечто постыдное, он напишет ей грамоту разводную (ГЕТ) и даст в руку ей, и отошлет ее из своего дома».
Здесь объясняется, при каких случаях человек может дать развод своей жене и, самое главное, что это должно быть произведено с помощью разводного письма. В Талмуде (трактат «Гитин» 90а) есть три мнения о разрешении мужчине дать развод своей жене: 1. По мнению «Дома Шамая» (школы, основанной мудрецом Шамаем), человек может дать развод жене только в том случае, когда он нашел в ней что-то постыдное (прелюбодеяние). 2. По мнению «Дома Илеля» (школы, основанной мудрецом Илелем), человек может дать развод жене, если она дала ему (специально) подгоревшую еду. (Испортила его любимое блюдо). 3. А рабби Акива считает, что человек может дать развод жене, даже если он нашел другую женщину более красивой, как сказано: «не обретет она милости в его глазах».
Ребе замечает, что обычно в споре между школами Шамая и Гилеля первые устрожают, а последние, наоборот, послабляют (кроме приведенных в Мишне единичных мест, где все, наоборот). Причина этого в том, что души учеников школы Шамая происходят из качества строгости и поэтому они занимает более непримиримую позицию и устрожают: ведь не всё можно разрешить и «поднять» к святости. А ученики школы Гилеля обладают душами из качества добра и извлекают все хорошее в каждой вещи, чтобы разрешить это и «поднять» к святости. Мы видим проблему и несоответствие в приведенных выше мнениях.
Разрешение дать развод жене, хотя и является послаблением (ведь речь идет о том, что можно дать развод), но в соответствии с внутренним смыслом не соответствует линии добра. Наоборот, развод — это стремление к отдалению и расцеплению, что происходит от проявления злопамятности и строгости. А ведь любовь — противоположное качество по сравнению с разводом. Тогда, говорит Ребе, непонятно: как может быть, что ученики школы Гилеля — источник добра — разрешают давать развод в больших случаях, чем ученики школы Шамая? Есть ведь огромная разница между прелюбодеянием и испорченным обедом. Также непонятен подход обычно оправдывающего евреев рабби Акивы — ведь он представляет возможность дать развод, даже в том случае, если человек нашел более красивую женщину, чем его жена! В данном случае, это вообще не связано с самой женой, как в первых двух примерах, ведь она не сделала ничего плохого.
Наше удивление возрастает еще сильнее, если мы рассмотрим духовный прототип мужчины и женщины — это Всевышний и еврейский народ, которых называют муж и жена. Отсюда понятно, что данный спор между учениками Шамая, Гилеля и рабби Акивой ведется о разводе между еврейским народом и Всевышним (отчего происходит также и развод в нашем материальном мире). И что касается развода в духовном смысле, то, несомненно, разрешение разводиться имеет в корне атрибут строгости. Тогда, спрашивает Ребе, как возможно, что ученики Гилеля устрожают больше, чем ученики Шамая, а рабби Акива считает, что даже если нет никакого ущерба, а только «она не понравилась ему», сразу произойдет развод между еврейским народом и Всевышним? Хотя определение «муж и жена» относится обычно к Всевышнему и еврейскому народу, но так как душа является «частью Всевышнего в буквальном смысле», то и душа также носит название «муж», а тело — «жена».
Ребе Король Мошиах объясняет этот спор так: У каждой души есть определенная миссия, которую она должна исполнить в этом мире. Еврей должен знать, что он должен превратить место, в котором он находится по воле Провидения — ведь «Г-сподь утверждает шаги человека» — в жилище для Всевышнего. И также, когда возникают различные трудности в служение Творцу там, где он находится, и ему кажется, что другое служение будет легче для него или даже в нем он достигнет больших успехов, он не должен оставлять нынешний вид или место служения и перейти на другое. Ведь тот факт, что «Персональный надзор» направил его именно на это место, говорит о том, что в этом и заключается его миссия. И об этом ведется спор — в каких случаях можно «разводиться» и отдаляться от своего служения в данном месте и переходить на другую работу:
В нашей недельной главе Торы сказано: «Если возьмет кто-либо жену… и будет тогда, когда не обретет она милости в его глазах, ибо нашел он в ней нечто постыдное, он напишет ей бракоразводное письмо и даст в руку ей, и отошлет ее из своего дома». Наши мудрецы учат, что до тех пор, пока «гет» (бракоразводное письмо) находится во владениях мужа и не достиг руки жены или ее владений, женщина не является разведенной. И именно на муже лежит обязанность этот документ своей жене с которой он решил развестись.
Существует объяснение, что Дарование Торы у горы Синай являлось как бы «помолвкой» между Всевышним и народом Израиля. Во время бракосочетания муж освящает (т.е. отделяет) женщину от всего остального мира, чтобы жениться на ней. Другими словами, Б-г избрал Израиль «своим народом», и с того времени Всевышний и еврейский народ сравниваются с мужем и женой. И когда мы произносим благословения на заповеди, то мы говорим: «Благословен… Освятивший нас своими заповедями». Но за большие грехи Всевышний изгнал евреев из Земли Израиля. Это и есть «бракоразводное письмо». Можно задать вопрос: мы знаем, что Всевышний «находится» везде, как сказано «Нет места свободного от Него» и «Полна вся Земля Его Славой». Как же «бракоразводное письмо» Всевышнего могло покинуть Его владения и попасть в другое место? Разве оно вообще существует?!
Дело в том, что Всевышний находится повсеместно. Однако Его присутствие может быть как раскрытым, так и скрытым от глаз людских. Когда был Храм, то присутствие Всевышнего было явным. Это был период раскрытой любви между Всевышним и еврейским народом. В те времена евреи ясно осознавали тот факт, что они находятся «во владениях» Творца. Но во время изгнания, когда Божественное присутствие скрыто, у евреев может создаться ощущение, что они находятся в собственных владениях, а не во владениях Б-га. На самом же деле Всевышний наказал евреев за то, что они не слушали Его слов и сокрыв Свое лицо дал им возможность почувствовать себя как бы вне Его власти.
В таком понимании «бракоразводное письмо» Всевышнего перешло во «владения» народа Израиля. Но при этом важно знать, что поскольку ничего действительно отдельного от Б-га в мире нет, то и «гет» находящийся там действителен лишь в сознании тех, кто не видит безраздельности власти Всевышнего в мире. А раскрытие Сущности Б-га, которое произойдет с наступлением будущего Освобождения, раскроет всем недействительность этого бракоразводного письма.