Кто ответит за свитки Торы

                      

История со свитками Тор, хранившимися в синагогах Средней Азии, – тайна за семью замками. Мы попытается приподнять завесу в этой тайне.  

     Тут надо бы дать пояснения. Очень много свитков Торы было в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, и значительно меньше – в других городах. Да, действительно, для потребностей религиозной общины достаточно было 4-5 свитков. Но в синагогах хранилось значительно больше. Откуда они появились в синагоге? Большинство свитков Торы привезли в Среднюю Азию богатые евреи. Это были паломники, которые посещали святой Иерусалим, часть книг привезена из Европы и соседних стран. В наше время тоже каждый религиозный еврей, если он состоятельный, дарит синагоге Тору – в память о своих родителях и близких людях.

     Даже после того, как Советская власть в рамках борьбы с религией отняла немало свитков Торы у евреев, в синагогах хранились десятки свитков Тор, в основном, привезенных в конце 19 – начале 20 века. При Советской власти люди боялись хранить дома религиозную литературу и поэтому отдавали синагоге. В хранилищах синагог – «генизе» находятся книги и свитки Торы, не пригодные для использования. После заполнения этих хранилищ книги, согласно еврейской традиции, отвозили на кладбище и оставляли в специальной яме, отведенной для этих целей. 

     Стоимость одного нового свитка Торы оценивается в Израиле примерно в 100 тыс. шекелей. Для того чтобы написать одну такую на пергаменте (кожа оленя) требуется несколько лет. Свитки Торы 100-200-летней давности антикварной ценности не представляют, их стоимость около 5 тысяч  долларов, поскольку требуют реставрации.

     Интерес к ним возрос вместе с массовой эмиграцией евреев в начале 1990-х годов. Объявилось много родственников и внуков, желающих забрать фамильные реликвии из синагог Узбекистана. Сведения о количестве свитков стали скрываться руководством синагог. Здесь важно подчеркнуть, что свитки Торы относятся к имуществу синагоги и соответственно права на них имела религиозная община синагоги. Пришло время, и правление синагог решило вывезти в Израиль и другие страны, где имеются общины бухарских евреев. Иначе бы они просто сгнили в сырых складах, да и зачем столько свитков в синагоге.

     После вывоза свитков община могла рассчитывать на два решения: или подарить их синагогам Израиля, или продать их, а деньги использовать для нужд еврейских общин Средней Азии. Как поступили председатели синагог в каждом городе – мы не знаем. Но мы знаем, что происходило в Самарканде, в синагоге «Гумбаз». При председателе Шломо Бабаеве в 1990-е годы вывезли в Израиль 20 свитков. Из 54-х свитков осталось 34. Затем при председателе синагоги Исаке Абрамове было вывезено еще 21 свитков. Оставшиеся 13 свитков он передал новому председателю Гаврушу Плиштиеву. Из них один свиток по решению правления синагоги был передан настоящим хозяевам и 6 свитков передано общинам городов США через Бориса Кандова – президента Конгресса бухарских евреев США и Канады. Это был единственный претендент гласной передачи свитков. Сегодня в Самарканде осталось шесть свитков Тор: по три в каждой из двух синагог: «Ор Авнер» и «Гумбаз».

     Очень жаль, что нам неизвестна дальнейшая судьба вывезенных свитков Тор. Но, если по Самарканду есть хоть какая-то информация, то по другим городам она скрыта.

     В этой истории с самаркандскими свитками многое утешает. Сохранились деревянные футляры свитков Тор и прикрепленные на них куски пергамента с надписями еврейскими буквами, в которых указаны имена бывших владельцев свитков Тор, имена тех, кто пожертвовал деньги на реставрацию, кто заказал красивый футляр. Некоторые надписи с годами стерлись. Их сфотографировал раввин Барух-Бехор Маллаев из Израиля для своей книги. Хочется надеяться, что его книга станет достойным памятником и заполнит еще одну неизвестную страницу истории бухарских евреев.

                                                              Маркиэл Фазылов