В нашей главе «Шофтим» (Судьи) мы получаем указание: «Судей и судебных исполнителей поставь себе во всех вратах твоих…» Кто судьи? — Законодатели, которые устанавливают законы и дают указания как себя вести. Что является функцией судебных исполнителей? — Они обязывают народ исполнять установленные законы и постановления принятые судьями. Ежедневно три раза в день в молитве «Шмона эсре» мы просим «Снова поставь над нами судей как в прежние времена, и наставников, как было раньше…»
Возникает вопрос: почему в молитве мы просим о возвращении судей и не просим, чтобы вернулись судебные исполнители? Потому что в ближайшем будущем, когда придет Мошиах абсолютно не потребуются судебные исполнители. С приходом Мошиаха не станет зла в мире, не будет злого начала и люди не будут грешить. Каждый будет исполнять все законы и все заповеди с радостью и воодушевлением, и не будет необходимости кого-либо принуждать.
Наставники, судьи будут. Они будут нас обучать, направлять, и устанавливать законы, и все будут повиноваться без помощи судебных исполнителей. В нашей главе нам также велено слушать пророков: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Б-г, Всесильный твой, его слушайтесь».
РАМБАМ в своих трудах пишет: «Основой веры является знание, что Всевышний наделяет пророческим даром людей…» Это приводится в своде законов и является основой веры и одной из главных заповедей. Эта относится к каждому еврею во все времена, и в наше время тоже. Возвращение пророческого дара среди евреев — это пролог эпохи Мошиаха.
В каждом поколении есть пророк данного поколения, он так же судья и советник того поколения, он глава поколения, и это — Ребе. Мы удостоились того что Всевышний выбрал человека — Ребе — духовный уровень которого намного выше всех современников. Всевышний назначил его быть судьей поколения, советником поколения и пророком данного поколения. Глава поколения обучает свой народ Торе как судья, а также своими советами помогает евреям как в духовном — изучении Торы, в страхе перед небесами, так и в материальном — помогая решать насущные проблемы. Пророческий дар раскрылся в нашем поколении через Ребе и главное его пророчество — это то, что Мошиах уже здесь. А на нас возложена обязанность усвоить это самим и донести это всем кому мы можем, исполнять все указания главы поколения, пророка поколения. «И его слушайте…»
***
Слова из главы “Шофтим” “Человек – дерево полевое” часто приводятся в еврейских книгах. Какова же связь между человеком и деревом? Ведь человек – венец Творения, а дерево, относящееся к царству растений, находится на низком уровне создания, даже ниже животного мира. Какое же сущностное свойство дерева делает именно его достойным уподобления человеку? Уникальным свойством растения является его привязанность к источнику своего существования, к земле. Люди и животные тоже получают пропитание от земли (и даже были сотворены из нее), однако им не нужно быть напрямую связанными со своим корнем, со стихией, их породившей. Растение же должно быть постоянно соединено с землей, и будучи вырвано из почвы, оно гибнет.
В особой степени это находит свое выражение у деревьев, поскольку они являются самыми долговечными представителями растительного мира и, испытывая на себе влияние смен времен года, тем не менее плодоносят из года в год в отличие от однолетних растений. Это указывает на чрезвычайно сильную связь деревьев с землей, которую не могут поколебать даже сезонные изменения погодных условий. В этом аспекте человека можно сравнить с полевым деревом. И он в своей истинной сущности неотделим от своего источника. Его душа нуждается в постоянной и непрерывной связи с корнем своей жизненности, без которой ее жизнь – это не жизнь. Связь с источником жизни – это именно то свойство растения, которое человек должен в себе укреплять.
Источником жизни человека является Тора, как сказано: “Они (слова Торы) – наша жизнь”. Именно из нее, из Торы, еврей черпает душевные силы. В большинстве же своем евреи должны (по закону Торы), посвятив себя всецело учению на какое-то время в начале жизни, идти затем из “шатра учения” в мир, чтобы исполнять Б-жественную миссию – “создать Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах”.Но при всем при этом нужно помнить, что человек сравнивается с деревом полевым: даже когда оно возвышается над землей, корнями своими оно постоянно связано со своим источником.