Почему мы ведем себя как преследуемое меньшинство?

Это может показаться удивительным, но сейчас более 45% живущих в Израиле евреев считают себя светскими гражданами. Их доля в общем населении страны не сокращается уже длительное время. Центральное статистическое бюро опубликовало свой ежегодный отчет. В нем обнаружились и другие неожиданные данные: оказывается, в 2011 году светскими считали себя только 42% израильтян. Однако и это еще не все.

Выясняется, что по большинству вопросов, связанных с взаимоотношениями религии и государства, светские израильтяне и те, кто считает себя «соблюдающими традиции» (а это еще почти 20% населения), придерживаются сходной точки зрения. Сюда же следует добавить еще 5% населения, которые в отчете ЦСБ фигурируют как «другие», в большинстве своем это русскоязычные израильтяне.

Консерваторы, выступающие против отделения религии от государства, представляют собой незначительное меньшинство израильского общества. Крикливое, упрямое, но незначительное.

Если вы и в самом деле удивлены, то это потому, что в уже течение долгого времени, в том числе, и на страницах газеты «ХаАрец», идет война идей между представителями одного и того же лагеря.

Одни ее участники призывают светских израильтян укрепиться на занятых позициях и позаботиться о благополучии своих «форпостов», в которых они смогут «жить в соответствии с собственными ценностями». Сторонники этой точки зрения исходят из того, что светские граждане в Израиле являются исчезающим меньшинством, которое не имеет возможности влиять на общественное пространство, и поэтому ему следует защищать «то, что осталось».

В чем проблема с этой позицией? О либеральных и светских израильтянах можно сказать многое, но вот назвать их меньшинством никак нельзя. Объективные данные говорят: мы – не меньшинство, напротив, нас большинство. Мы никуда не исчезаем, мы остаемся здесь.

Разумеется, можно и нужно сказать, что светские израильтяне плохо организованы. Они разбрасываются на решение всевозможных проблем и не фокусируются на защите своих секторальных интересов (на мой взгляд, это не упрек, а комплимент). Но о светских израильтянах нельзя сказать, что они меньшинство, что они не представлены в важнейших сферах общественной жизни и лишены возможности влиять на происходящее.

В течение последнего месяца премьер-министр Израиля дважды посетил не кошерный ресторан, и земля не содрогнулась. Он сделал это не по ошибке и не тайком. Каковы бы ни были мотивы его поведения, очевидно, что это продуманные шаги, имеющие вполне конкретное значение.

Премьер-министр Лапид знает, что широкие общественные слои не видят в посещении не кошерных ресторанов никакой проблемы и ни в коей мере не считают это провокацией.

И если уж речь зашла о провокациях, то нужно отметить, что участникам дискуссии о метротрамваях и общественном транспорте, и их работе по субботам стоит прекратить говорить о «договоренностях». Потому что на протяжении всего времени пребывания Мейрав Михаэли на посту министра транспорта «договоренности» никак не выполняются.

Общественный транспорт по субботам должен работать везде, где в этом есть необходимость, а не только там, где меньшинство «позволяет» большинству запустить его. К вопросу общественного транспорта по субботам следует относиться как к проблеме из сферы общественного транспорта, а не как к проблеме, связанной с субботой.

Светским и либеральным израильтянам трудно сорганизоваться еще и потому, что их стремление реализовать свои законное право на свободное перемещение по субботам и на вступление в брак воспринимается как «удар» по чьим-то чувствам.

Хуже того, есть представители либерального общества, принимающие это определение, и соглашающиеся с тем, что их законные права можно реализовать только «с широкого общественного согласия». Все, кому когда-то приходилось участвовать в переговорах, знают: если изначально принимать требования второй стороны, у нее просто не будет никакой причины смягчать свои позиции.

Учреждение в Израиле светских браков и работа транспорта по субботам пользуются широчайшей общественной поддержкой. Пришло время, чтобы светские израильтяне перестали вести себя как тать в ночи, а заявили о своих правах в полный голос, как большинство, способное влиять на облик всего государства, а не только нескольких либеральных городов.

С началом нового года нужно открыть новую страницу нашего собственного нарратива. Те, кто представляют собой большинство населения страны, не должны считать себя меньшинством.

Они должны с гордо поднятой головой отставать свое видение государственного и общественного устройства. Они не должны скромничать и довольствоваться малым. Лидеры этой части общества должны во всеуслышание заявить, что они больше не согласятся на никуда не годные компромиссы, а сделают все для защиты прав большинства. Нужно и важно защищать и права меньшинства, но нельзя позволять ему навязывать свой образ жизни и принципы большей части общества.

Ури Кейдар, Источник: https://detaly.co.il/, «ХаАрец», Фото: Эяль Туэг