Толдот

 

На слова Торы: «И вот порожденные Ицхаком, сыном Авраама. Авраам породил Ицхака» комментаторы задают вопрос. Почему есть здесь повторение? В Талмуде рассказывается, что народы мира не поверили в то, что Ицхак в действительности является сыном Авраама. Тогда Всевышний сделал лицо Ицхака похожим как две капли воды на лицо Авраама и тогда все, увидев это, согласились, что «Авраам породил Ицхака». И нет тут и тени сомнений.

В Мидраше объясняется, что это повторение связано с отношениями между Ицхаком и Авраамом. Авраам был горд за своего сына, а Ицхак — за отца. Когда есть два различных объяснения одного и того же места в Торе, всегда существует связь между ними. Согласны приведенным двум объяснениям, здесь идет речь о сверхъестественных явлениях. По первому объяснению, сам факт того, что Авраам родил Ицхака, коренится в чуде. Авраам был стар и по законам природы не мог иметь детей. Поэтому народы мира и не поверили, что Ицхак — сын Авраама. И только из-за чуда, которое совершил Всевышний, у Авраама родился сын. По второму объяснению, в мире существует упадок поколений. Каждое поколение стоит ниже предыдущего. Но мы видим, что такой праведник как Авраам гордился своим сыном, который представлял собой следующее поколение. А это противоречит идее об упадке поколений и поэтому также является надприродным, чудесным явлением. Что мы учим из этих двух объяснений? Каждый еврей должен знать, что еврейский народ не подчиняется ограничениям, установленным законами природы. Основная идея еврея это духовность, а не материальность.

Три колодца или Три уникальные особенности иудаизма                                           

 У Ицхака, возможно, самого загадочного из наших праотцов, была очень необычная задача: рыть колодцы. Хотя колодцы были чрезвычайно важны в те дни — они предоставляли общинам жизнеобеспечивающую воду — в них была не просто практическая польза, иначе зачем Тора описывает связанные с их выкапыванием события в таких подробностях? Тора — не книга по истории. Она не рассказала бы нам о том, как Ицхак хорошо копал колодцы, если бы этот процесс не содержал какого-то глубокого этического и духовного послания.

Тора описывает рытье колодцев следующим образом: и копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец ключевой воды. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака говоря: «Наша вода!» И нарек он колодцу имя «Спор», ибо они вели тяжбу с ним. И выкопали другой колодец, и спорили также о нем, и он нарек ему имя «Ссора». И перенес оттуда (свои стан) и выкопал другой колодец, и не спорили о нем и он нарек ему имя «Широкие просторы» и сказал: «Ибо ныне простор дал нам Г-сподь, и мы размножимся на земле».

Рамбан (рабби Моше бен Нахман) задаёт вопрос: почему так важно подробно обсуждать рассказ о колодцах, что Ицхак выкопал три колодца и что только с владельцами третьего не спорили пастухи Грара? И он объясняет, что эти три колодца являются предзнаменованием будущего. «Колодец ключевой (живой) воды» — это метафора Священного Храма, святилища для Всевышнего, который является источником жизни. Название колодца «Спор» намекает на споры и войны, которые привели к уничтожению первого Храма. Второй колодец назывался «Ссора» — это резкое выражение, которое относится к более репрессивному, Римскому изгнанию. А третий колодец, названный «Широкие просторы», намекает на Третий Храм, который будет построен быстро и без проблем. Этот Храм будет сопровождать физическое расширение Земли Израиля и способствовать единству среди всех народов. Это будет последний Храм, который никогда не будет уничтожен.

 Следующее объяснение основано на комментарии о трех колодцах рабби Биньямина Раппопорта. Он считает эти три колодца намекают на три отличительных качества, которые делают иудаизм уникальным. Первые два качества оспариваются народами мира, так же как и колодцы Ицхака, но третьему они должны уступить. Первый уникальный аспект иудаизма (на который намекает первый колодец Ицхака, выкопанной его пастухами и присвоенный пастухами Грара), является ее основополагающая система веры. Существует распространенное заблуждение, что иудаизм не уделяет особого внимания вере, а фокусируется исключительно на действиях. Это миф. В действительности, Рамбам, которого называют рационалистом, начинает свой основной труд с утверждения: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее». Затем он переходит к описывают единство Всевышнего и сообщает, что отрицание этого является «отрицанием основ веры, так как это — фундаментальный принцип, от которого зависит всё».