Ваеце

В нашей главе «Ваеце» идет рассказ о жизни праотца Яакова, которая, в основном состояла из трех эпох, в соответствии с тремя местами проживания Яакова: в Эрец Исраэль, в Харане и в Египте. Все, что происходило в жизни наших отцов является знаком для их потомков, поэтому жизнь каждого еврея делится на три эпохи, наподобие тому, как это было у Яакова.

Праотец Яаков отличается от всех праотцов тем, что ему удалось воспитать всех своих 12 детей праведными евреями. Однако мы знаем историю про Реувена — первенца Яакова, который, как нам сообщает Тора, согрешил, вмешавшись в личную жизнь своего отца. Как же мы можем сказать, что все сыновья Яакова были праведными? Оказывается, Реувен, осознав свою ошибку, решает сделать «тшуву». Более того, он первый раскрывает путь к тшуве, понятие до него не известное людям. Выходит, что у Яакова не просто были праведные сыновья, которые никогда не ошибались, никогда не падали, а его сыновья, даже оступившись, знали дорогу назад, что показывает на полное совершенство праведности.

Точно так же и сам Яков, жизнь которого разделилась на три эпохи неспроста. Это были три разных уровня службы Всевышнему у одного Яакова, которые указывали на его полное совершенство. Уровень праведника достигает Яаков в Эрец Исраэль. В Харане, где соблазны этого мира окружают со всех сторон, Яаков не поддается испытаниям, а борется с препятствиями как средний. Ведь известно, что «бейнони» (средний) никогда не нарушает волю Всевышнего, хотя мысли согрешить его таки навещают, но он с ними успешно борется. В общем у среднего вся жизнь — это одна борьба. Такая жизнь и была у Яакова в Харане. В Египте, самом развратном месте на земле, приходилось Яакову заниматься тшувой, поскольку в этой стране даже святость могли использовать на идолопоклонство. Однако и здесь Яакову удается победить злые силы, благодаря своей работе в тшуве.

Как мы сказали раньше, у каждого еврея в жизни тоже есть три эпохи. У каждого есть такие заповеди, которые он выполняет со всей тщательностью, следуя последней букве закона. В этот момент он служит Всевышнему как праведник, наслаждаясь своей службой без всякой борьбы. Иногда бывают такие моменты в жизни каждого, когда злое начало подает свой голос, а мы, собравшись со всеми силами, даем ему отпор и не следуем ее каверзным идеям. Это как средний борется со своим дурным началом всю жизнь. А иногда возникают такие испытания в жизни, которые мы не выдерживаем и падаем, но даже споткнувшись, мы все равно встаем и делаем тшуву. Эта та необходимая служба Всевышнему, которую Яаков делал в Египте.

Все эти три составные являются необходимыми элементами в нашей жизни и приводят к полному совершенству еврея. Каждый еврей — потомок Яакова, поэтому он и получает все необходимые силы от Яакова провести свою службу Всевышнему должным образом, не пугаясь и не отчаиваясь перед препятствиями. Особенно в нашем последнем поколении перед приходом Мошиаха мы должны знать, что у нас есть все силы сразиться со своим злым началом и даже повлиять на мир вокруг. Ведь как засвидетельствовал Ребе РАЯЦ, что мы уже окончили всю работу осталось только приготовиться к приходу Мошиаха, начистить пуговицы. И даже это мы тоже успешно сделали. Поэтому можно смело влиять на мир вокруг и на не евреев, призывая их верить во Всевышнего, исполнять 7 заповедей Ноаха.

Результат не замедлит прийти, когда Эйсав будет исправлен с наступлением настоящего и полного Освобождения немедленно сейчас! Всё что было сказано ранее, имеет особое значение для нашей эпохи, в которой надежда и «Я верю каждый день, что он [Мошиах] придет» должна быть с большей силой и большей энергией, пока мы не сможем физически увидеть истинное и полное Освобождение с нашим праведным Мошиахом.

Заповедь, которая обладает уникальной свойством, чтобы ускорить Освобождение, это «цдака» (благотворительность) — «велика „цдака“ ускоряющая Освобождение». Поэтому ясно, что следует увеличить благотворительность. Предпочтительно, чтобы это увеличение происходило сразу, так что и Освобождение (которое приходит благодаря этой заповеди) также должно прийти сразу. Тем более, что «нет с нами того, кто знал бы, доколе [это будет продолжаться]», поэтому может быть, единственное, чего не хватает, чтобы приблизить Освобождение, это не более, чем дать несколько монет на благотворительность!

Как заявляет Рамбам в не подлежащем дискуссии законе: «Каждый человек… должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями… Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира». Это означает, что действие одного человека, взрослого или ребенка, который дает монету на благотворительность, приносит ему и всему миру «спасение и избавление» истинного и полного Освобождения.