Ваера

Всевышний посылает ангелов с тем, чтобы разрушить, погрязший в грехах  Содом. А перед этим они должны спасти племянника Авраама — Лота — и его семью. Выводя их из очага поражения, ангел велит им убегать, не оборачиваясь и не останавливаясь на месте. Далее Тора сообщает: «Жена Лота обернулась и за это была превращена в соляной столб». Возникают вопросы: за что конкретно она наказана? Соответствует ли наказание жены Лота составу ее преступления? Неужеле за то что оглянулась?

Отвечает основной комментатор РАШИ (12й век): «Ты поступала не лучше, чем люди Содома, и тебя спасают только в заслугу Авраама. Тебе не стоит видеть их гибель и самоутверждаться за их счет, считая себя лучше их!» То есть, по мнению РАШИ, она не была наказана только за то, что обернулась, а за причастность к тому же самому греху, что и содомиты. Но, в таком случае, мы все еще не понимаем, почему ее превратили именно в соляной столб? Хлебосольство (гостеприимство) — хороший обычай, но жена Лота ненавидела его, как и все содомиты. Когда Лот попросил ее принести немного соли для трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: «Свои порядки заводишь?»

В Сдоме был абсолютный запрет принимать гостей под угрозой смерти и гостям и хозяину.  Она идет по соседям, громко прося соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, — навлечь на них беду. Поскольку грех ее заключался именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в соляной столб. Содомская соль, как сказано в Талмуде, вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы (биркат амазон) у евреев принято омывать кончики пальцев (маим ахроним), а тот, кто этого не сделал, подвергает свою жизнь опасности.

Это больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказаться ослепленным содомской солью — а именно, перестать видеть нужды других людей. РАШИ приводит нас к этим выводам. То, что жена Лота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом — эгоизмом). Она не видела нужды других людей, а когда люди гибли, — наоборот, хотела это видеть! Нужно было порвать всякую связь с прошлым. Она этого не сделала и была наказана.

Если у человека в жизни были травматические ситуации, то они, как понятно, оставляют глубокие шрамы в его психике. Тем не менее, мучить себя сверх того, что уже было, как говорится, положено по судьбе, не стоит! Иначе станешь жертвой обстоятельств, а быть жертвой, не очень лестно. Согласно еврейскому закону, по близким родственникам траур не превышает 12 месяцев. Память о горестном событии — тоже само по себе горе, будь то беда одного человека или целого народа, и она может стать источником постоянных страданий, если ее не контролировать в своем сознании. Она может парализовать ваши действия в реальной жизни, заставить течение времени как бы окоченеть от скорби внутри вас. Образно говоря, привязать себя толстой цепью к дереву.

Преувеличенное внимание к прошлому — это как раз и есть пример с женой Лота, только рассмотренный с психологической точки зрения. Больше, чем обязывает закон, скорбеть нельзя. После Катастрофы европейского еврейства многие, переехав в Америку, сознательно отказывались от какой-либо еврейской самоидентификации. Им казалось, что они отомстят Б-гу, перестав быть хорошими евреями. Но кому же они мстили? Ведь Гитлеру, наоборот, и не снилась такая удача: оторвать от еврейства даже последующие поколения жертв Катастрофы. Этим они провозглашали: Гитлер, Ленин, Сталин – радуйтесь, мы больше не евреи. Люди могли думать, что они теперь демонстративно не будут ходить в синагогу и соблюдать заповеди и этим они что-то кому-то докажут. Вовсе нет! Это поведение на руку только врагам.

Таким образом, Любавичский Ребе, который увидел эту большую опасность, — наоборот, пробудил в сердцах оптимизм и призвал уважать память павших как раз соблюдением заповедей, как раз оживлением всех сфер еврейской полноценной традиции, возрождением ценностей еврейской Торы! И этот путь привел к колоссальному успеху, к настоящему еврейскому возрождению во всех концах Земли. Причем Ребе утверждает, что грядущего Освобождения удостоятся все, а не лишь избранные (пятая часть народа), как было при выходе из Египта.                   

 Связь с темой Мошиаха                                                                                       

Как ни удивительно, искры Мошиаха оказались затерянными именно в… Содоме. Сказано в Псалмах: «Нашел Я раба моего Давида!» Где нашел? Ответ — в Содоме. Именно там, среди искр святости, спрятанных в истории с дочерьми Лота, таился зародыш будущего Освобождения. Живший в 17 веке каббалист р. Шимшон Острополер высказал интересную точку зрения на этот счет. Зная, что в будущем от Лота произойдет душа Мошиаха, его жена полагала себя причастной к этому процессу — кто же, как не она, родит избавителя? Поэтому она и не побоялась оглянуться назад (к корням, к истокам). Но история распорядилась иначе!

Сомнительное поведение дочери Лота, приведшее к рождению Моава, а в дальнейшем — Рут, дочери моавского народа, прабабки Давида, означало «нечто ненормативное», некую параллельную реальность, о которой жена Лота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! Жена Лота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Эта мысль определяла ее поведение, заставляя ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.  Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.

Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова. То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).

Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено интонационными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха. Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. А вот пророчество, с которым обращается к нам Ребе. Злая содомская соль — и… соль добра и завета, приносимая на жертвеннике в Храме? Да, именно так, вы не ослышались! Речь идет о жертвеннике Святого Иерусалимского Храма. Трансформация зла в добро с полной реализацией «удельного веса» зла и переменой модуля на добро, превращение горечи в сладости, а тьмы — в свет.

Напомню, все корбанот (жертвоприношения) сопровождались солью, которая символизирует знак вечного Завета, союза между Творцом и еврейским народом. Такова программа нашего ближайшего будущего, согласно видению Ребе. Одинокий соляной столб у Мертвого моря — это душа жены Лота. Сотни веков животные приходят и слизывают с этой «статуи» соль. В этом и состояло ее исправление.                                                                                            В нашей главе рассказывается, как Лот и его семья бегут из Содома после того, как ангелы предупредили его о надвигающемся разрушении города и соседнего города Гоморры. В то время как ангелы предупреждали их не оглядываться назад, жена Лота оборачивается, чтобы посмотреть на разрушение, и впоследствии превращается в соляной столб. Оставшись только с двумя дочерьми и напуганный пережитым, Лот бежит  с дочерьми и прячется в пещере. Дочери Лота думают, что уничтожен весь мир и желая сохранить род человеческий, вступают в половую связь с целью забеременеть.

И сказала старшая младшей: «Отец наш стар, и нет на земле человека, который мог бы войти к нам по обычаю всего мира. Пойдем, напоим отца нашего вином и ляжем с ним, чтобы сохранить людей от отца нашего». В ту ночь они напоили отца своего вином; и вошла старшая и спала с отцом своим; он не знал, когда она легла или когда встала. Глагол  (шака) שקה, используемый старшей дочерью для подачи отцу вина, также означает «орошать землю».

Таким образом, дочери намерены не просто налить папе бокал вина, а полностью «насытить» его, то есть сильно напоить, прежде чем заняться с ним сексом. На следующую ночь младшая дочь следует ее примеру: Описание дочерей как опьяняющих своего отца, чтобы осуществить свой план, подчеркивает пассивную роль Лота в соблазнении. Учитывая инициативу дочерей здесь, неудивительно, что они дают имена сыновьям, рожденным от этих незаконных союзов. Старшая дочь называет своего сына Моавом (מואב), что означает «от моего отца», прямо указывает на союз как на кровосмесительный. Младшая называет своего сына Бен-Амми בן עמי, что означает «сын моего народа», более завуалированная ссылка на ситуацию. Оба имени унизительны. Но Берешит Рабба изображает дочерей Лота и их выбор в решительно положительном свете, усугубляя вину Лота.

Одним из основных оправданий действий дочерей является предвидение зарождение Короля Мошиаха, который произойдет от Моав. Таким образом, мидраш связывает историю дочерей Лота и книгу Рут, в которой моавитянка Рут выходит замуж за Боаза и рожает Оведа, который является дедушкой царя Давида. Согласно этому объяснению, дочери могли не верить, что они единсвенные, оставшиеся на земле, но интуитивно понимают, что важно, чтобы линия Лота продолжалась, поскольку королю Мошиаху суждено произойти из этой связи. Позитивный взгляд на поступок дочерей Лота согласуется с тем, чтобы осветить царственную и мессианскую миссию Божьего народа, все соответствует воле Бога.  В рамках этой тенденции Бытие Рабба положительно трактует историю дочерей Лота, потому что они приведут в конечном итоге к мессианскому искуплению еврейского народа.