Месяц тевет

Тевет – один из месяцев, которые связаны с разрушением Храма, так как 10-го тевета стены Иерусалима были взяты в осаду. Через два с половиной года враги вошли в город, и Храм был разрушен. Эта дата роковая для всего израильского народа. Этот день стал началом краха, первым падающим камнем, который повлек за собой великое разрушение, и явился истоком нашего сегодняшнего изгнания. Хасидут объясняет, что любое начало несет в себе огромную важность.

Как далекое (более чем 2.500 лет назад) прошлое, так и близкое прошлое (Вторая мировая война) соединились в этом месяце и в этот день. И это отнюдь не случайно. Эти события – разрушение Храма и Катастрофа, показывают стремление наших врагов уничтожить еврейский народ. События этого месяца связывают невидимыми нитями прошлое, настоящее и будущее, что еврейский народ жив, он крепнет и увеличивается с каждым днем, невзирая на трудности и лишения. И этот факт красноречиво свидетельствует, что Всевышний охраняет еврейский народ и защищает от всех недугов. И это не должно оставить нас равнодушными, наоборот. Мы обязаны постоянно помнить о том, что мы – оставшаяся часть уцелевшего народа, народа, пережившего ужасы Катастрофы, и на нас возложена большая ответственность: сохранить искры еврейской традиции, не дать им угаснуть, поддержать их и усилить, превратив в пламя, которое нашим врагам не удастся погасить никогда.

Обещано Торой, что в эпоху Машиаха зло и его порождения, как, например, боль и траур, будут сметены с лица земли. Начало этого заложено уже сейчас, когда Любавичский Ребе дает нам понимание одного из важнейших принципов Торы: оказывается, зло можно перевернуть в добро, тьму в свет, разрушение в созидание. И как написано у Рамбама: “Все эти посты будут отменены в дни Машиаха. И более того, они станут праздничными днями и днями радости и веселья”. И даже еще большими праздниками, чем те, которые мы празднуем в галуте. Ибо самые желанные дни для Творца – это те, которые мы очистили и возвысили за счет собственной работы.

Месяц тевет – это месяц еврейской книги, а точнее месяц хасидской книги. В этом месяце есть особая символическая дата – 5-е тевета, которая поставила хасидскую литературу во главу учения еврейского народа. В 5747 году 5-го тевета произошло чудо для хасидизма Хабада и всего мира. Предвестником этого события стало получение множества драгоценных книг и требование права собственности на библиотеку в связи с событиями истории. Рав Йосеф-Ицхак Шнеерсон, покидая Россию, взял с собой свою библиотеку, которая включала большую сокровищницу книг Торы. В Америке в эту библиотеку добавились еще многие книги. После смерти рава Йосефа-Ицхака начался спор, кому принадлежит эта библиотека – семье или хасидам? Один из потомков хотел забрать себе эту дорогую библиотеку, в то время как Любавичский Ребе, Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, который был наследником предыдущего Ребе, установил, что библиотека принадлежит хасидам. Человеку, которому хотелось присвоить себе библиотеку, недостаточно было (к нашему сожалению) установления Ребе, и он обратился в Верховный суд Америки.

Спрашивали рабанит Хаю-Мушку, которая являлась дочерью предыдущего Ребе, каково ее мнение по поводу вопроса о том, кому принадлежит библиотека и книги. Ответ рабанит и был решением суда: “Ребе и книги принадлежат хасидам!”. И так установил Верховный правовой суд Америки, что библиотека не частная собственность, и принадлежит она хасидам!

В ходе судебного разбирательства Верховный суд постановил, что библиотека принадлежит Любавичскому Ребе и хасидской общине. Хасиды Хабада, которые ценят и почитают еврейскую литературу и, в частности, хасидскую, увидели в этом чуде руку Б-жественного Провидения, усилили глубокое изучение литературы и умножили еврейские библиотеки. Эту дату принято отмечать, как хасидский праздник, называемый “Дидан ноцах”, что можно истолковать как “Наша победа”. Как разъяснял Ребе: “Это победа не адвокатов, а еврейской книги и вечной еврейской Торы”. С тех пор и до сегодняшних дней хасиды отмечают эту дату и углубляют изучение хасидских книг.

Этот день отмечается интересным образом среди хасидов, связывающих его с книгами. Батей Хабад продают с большими скидками много священных книг или книг, связанных с изучением и знанием Торы, с целью расширить еврейский книжный шкаф в доме: “Полный дом книг”.                                                                                                 

8-е ТЕВЕТА

8-го тевета Тора была переведена семьюдесятью еврейскими мудрецами на греческий. Хорошо, разве нет? Ведь Сам Всевышний в Торе дает указание: “И будет в тот день, когда перейдете вы Иордан в страну, которую Г-сподь, Всесильный твой, дает тебе, поставь себе камни большие и покрой их известью. И напиши на них все слова Учения этого, когда перейдешь ты, чтобы вступил ты в страну, которую Г-сподь, Всесильный твой, дает тебе, страну, текущую молоком и финиковым соком, как обещал Б-г отцов твоих тебе. И напиши на тех камнях все слова Учения этого очень ясно”. “Очень ясно” – значит на всех семидесяти языках мира, чтобы все народы поняли Учение. Однако Талмуд называет эту дату еврейского календаря среди печальных. Почему? Дело в том, что адекватно перевести текст Торы на любой иной язык невозможно. Творец Вселенной – автор Торы – выбрал иврит. Иврит еще называют священным языком – лашон ѓакодеш, это название говорит об уникальных свойствах иврита, каждая буква несет особую смысловую нагрузку. Даже форма буквы может рассказать очень много дополнительной информации.