Талант и мастерство

Памяти заслуженного артиста Узбекистана, основателя и главного режиссёра театра «Возрождение» Семёна Борисовича Аулова

Живя в иммиграции почти 30 лет и оглядываясь назад, начинаешь переосмысливать пережитое, анализировать прошлое, принимая многое из него, в то же время приходишь к неотъемлемому выводу, что 70 лет советской власти обернулись печальной судьбой для бухарско-еврейской творческой интеллигенции.

Талантливые писатели и поэты, журналисты и учёные отдавали свой труд и талант процветанию науки и культуры тех народов, среди которых они жили. Их вынуждали менять имена, в результате чего художник Ёсефхай Елизаров стал Юсуфом, Мазол Калонтарова – Маликой, Соломон Юдаков – Сулейманом и т.д.     К великому счастью, душа их и человеческая сущность оставались еврейскими.

Короткий всплеск национальной бухарско-еврейской культуры, вылившийся в создание в 1938 году этнического театра, собственной прессы, еврейской школы, учебников, издание произведений на иврите, завершился сталинскими репрессиями и полным запретом на долгие 50 лет. И только в 80-е годы, когда к власти пришёл Михаил Горбачёв, став первым президентом Советского Союза, создаются организации, напрямую связанные с развитием бухарско-еврейской культуры, вплоть до создания при Ташкентском культурном центре театра «Некадам», просуществовавшего короткое время. В связи с массовым исходом бухарских евреев театр был закрыт.

И совершенно по-другому складывается судьба этнического театра после нашей иммиграции в США.

Одним из первых был создан театр «Возрождение». Произошло счастливое совпадение трёх слагаемых, которые способствовали этому событию: место, время, личность.

Театр был создан в стране, где провозглашённые Конституцией принципы свободы слова, печати, волеизлияния не формальные, как в бывшем Союзе, а реальные, защищённые. Появилась и личность, яркая и неординарная – заслуженный артист Узбекистана Семён Борисович Аулов, патриот своего народа. Спасибо д-ру Роберту Пинхасову, который разыскал в Нью-Йорке Аулова и уговорил его создать театр.

Нашлись и поклонники сцены, любители театра, которые, благодаря Семёну Борисовичу, превратились в настоящих актёров.

Особо следует отметить и роль президента Конгресса бухарских евреев США и Канады Бориса Кандова, который, понимая, какие расходы предстоят театру, первым оказал финансовую поддержку только что созданному театру, поверив в его будущее.

В 1994 году состоялась премьера «Хостгори» по пьесе драматурга и юмориста Любы Пилосовой, а в 1995 году Семён Борисович поставил спектакль по пьесе талантливого автора Нисона Софиева «Ташкент – Нью-Йорк». Эти два спектакля ознаменовали рождение театра «Возрождение», которому уже сегодня исполняется 28 лет.

Из них 18 лет Семён Борисович Аулов руководил театром, став бессменным его режиссёром. За эти годы им были поставлены 18 спектаклей, а также проведены выездные благотворительные концерты.

Среди спектаклей значились «Хостгори», «Ташкент – Нью-Йорк», «Бунт невесток», «Ханума», «Инчоро Америка мегўянд» («Здесь вам Америка»), «День матери», «Шедевр на полотне», «Страховка», «Ариджон, натарс!» и т.д. Последний спектакль «Аршин мал алан» был поставлен накануне его кончины – в 2012 году.

В чём была гениальность Семёна Борисовича как режиссёра, как руководителя большого коллектива актёров? Прежде всего, он сумел своим талантом режиссёра превратить репетиционный зал в главный Дом для актёров, сплотить их и создать большую семью – а их было 30 и более человек. Они приходили в этот дом вечером, после трудового дня, уставшие. Но происходило чудо. Пришедшие чуть ли не с улицы люди превращались в актёров, и ты начинал верить в их игре. Я не раз спрашивала Семёна Борисовича, как ему удаётся вот так изменить их, он отвечал: «Я им внушаю: забудьте все свои заботы. Вы сегодня Зулайхо, или Ханума, или Гульчехра. Вы – другая». И совершалось это великое преображение.

Семён Борисович, светлая ему память, его нет уже 10 лет, был по своей сути человеком творческим. Он сумел также создать в коллективе творческую атмосферу, в результате которой авторами пьес зачастую становились сами актёры. Актриса Роза Бабекова, сыгравшая блестяще Хануму в одноимённом спектакле, написала пьесу «Страховка», а пьесу «День матери» написал светлой памяти Борис Сулейманов; музыкальный руководитель, композитор Эфраим (Шавкат) Гавриэлов написал ряд пьес, в том числе «Скряга», поставленную Семёном Борисовичем.

В 2004 году состоялись большие гастрольные поездки в Вену и в Израиль.

Президент Всемирного конгресса Лев Леваев, увидев спектакль «Ханума», был просто потрясён. Он не мог себе представить, что актёры – не грузины, а бухарские евреи, более того, они не имеют профессионального образования.

В своей восторженной речи президент Лев Леваев подчеркнул высочайшее мастерство каждого актёра, выразил огромную благодарность Семёну Аулову, назвав его «выдающимся режиссёром», а в завершение своей речи он обратился к актёрам бухарско-еврейского театра Израиля, чтобы «они взяли пример у своих нью-йоркских коллег».

Лев Леваев преподнёс коллективу театра Почётную грамоту.

Поездка в бухарские общины Вены и Израиля была плодотворной. Все их выступления – спектакли «Ханума» и «Зулайхо», концертные программы принимались зрителями шквалом аплодисментов.

Семён Борисович был настоящим патриотом своей общины. Он жил её заботами и надеждами. Когда строили Центр, он провёл благотворительные концерты, средства от которых он внёс в благое дело. Нужны были средства для больных детей, и он вновь помог, проведя концерт силами театра.

После кончины Семёна Аулова коллектив единогласно избрал актёра Лазаря Исхакбаева главным режиссёром. И он смог продолжить дело Семёна Аулова. Вскорости в память об учителе театр поставил «Аршин мал алан», точно так, как   сам Семён Аулов.

За спиной у Лазаря работа со многими режиссёрами Ташкента и плюс 18 лет рядом с Семёном Ауловым. Сегодня он продолжает успешно руководить театром «Возрождение». Им поставлены уже 6 спектаклей, среди них историческая драма «Моше Калонтар». Рядом с ним профессиональный композитор, актёр, сценарист Эфраим Гавриэлов.

Бухарско-еврейский театр «Возрождение», созданный заслуженным артистом Узбекистана Семёном Ауловым, не прекращает своего поступательного движения.

Это единственный театр в бухарско-еврейском мире, имеющий такую длительную историю.

Вечная благодарность нашему дорогому Семёну Аулову, выдающемуся режиссёру, заслуженному артисту Узбекистана.

Рена Елизарова, собкор «Меноры» в США