Ваишлах

После долгих лет жизни со своим ненадежным дядей и тестем Лаваном, Яаков возвращался домой. Яаков остерегался встречи со своим старшим братом Эсавом, которого, как он знал, возмутила его «кража» благословений старшего сына, и который замышлял его убить. После всех этих лет Яаков не был уверен в дружеской встрече Эсава, поэтому перед тем, как прийти самому, он отправил посланцев (по мнению РАШИ, это были ангелы), чтобы определить расположение духа Эсава.

Ангелам было поручено передать Эсаву следующее сообщение от Якова: «У Лавана жил я и задержался доныне». РАШИ комментирует, что буквы слова «гарти» («жил я») при перестроении букв дают слово «таръяг», числовое значение которого составляет 613. РАШИ объясняет, что Яаков, по сути, сказал: «Я жил с нечестивым Лаваном, но все же соблюдал 613 заповедей, и я не брал примера от его нехороших поступков».

 Комментаторы задают вопрос о том, зачем РАШИ понадобилось добавлять слова «и я не брал примера от его нехороших поступков?» Если Яаков соблюдал все 613 заповедей, разве не очевидно, что он не перенимал образ жизни Лавана? Может ли соблюдение человеком заповедей быть полным, но одновременно позволять ему брать пример от безнравственного образа жизни? Во-вторых, почему Яаков вообще захотел упомянуть о своем соблюдении 613 заповедей? Как это вообще могло повлиять на Эсава, который был готов совершить братоубийство?

 Один из способов ответить на эти два вопроса — обратиться к учению знаменитого хасидского учителя реб Зуше из Аниполи. Все качества, даже плохие — по определению лишенные добра, можно использовать в служении Всевышнему на основе Торы. Подобно тому, как рабби Зуша из Аниполи выводил из поведения вора некоторые качества, необходимые в служении.

На первый взгляд заявление реб Зуши озадачивает. Зачем нам нужно и с какой стати мы должны пожелать учиться положительным урокам от человека, который совершает противоположные добру действия? Неужели не найдётся достаточно хороших людей, которые могут для нас быть моделью позитивных черт характера? Действительно ли нам нужно получать полезные советы от морально деградировавшего вора? Возможно, замечания реб Зуши были направлены на то, чтобы помочь нам разобраться с проблемой о цели существования зла.

Почему Всевышний создал зло? Простым ответом является то, что Б-г хотел бросить нам вызов, чтобы сопротивляясь искушениям зла мы создавали мощный положительный свет приводящий к поступенчатому личностному росту. Вот почему Талмуд говорит нам, что тот, кто раскаивается и возвращается на путь праведности, превосходит того, кто всегда был праведным. В то время, когда праведники растут постепенно, раскаявшиеся растут не по дням, а по часам.

Однако это объяснение оставляет нам еще один вопрос. Кажется, что единственная причина существования зла — это то, что мы можем «эксплуатировать» его для нашего личного продвижения и духовного подъема, а само зло ничего не получает от нашего отказа. И тогда в существовании зла нет ничего по-настоящему хорошего. Хасидская мысль учит нас, что, по правде говоря, когда человек, занимающийся злым делами, раскаивается, не только наше сопротивление очарованию зла катапультирует нас к новым высотам, но, кроме того, само зло трансформируется в добро. Наблюдение такого может поражать, но когда зло трансформируется, оно порождает силу, намного превосходящую силу, порожденную нашими позитивными действиями. Более того, когда мы чувствуем искреннее раскаяние после участия в плохом, это мотивирует нас возжелать приблизиться к Б-гу.

 Как объясняется в книге «Тания», беспрецедентная страсть расcкающегося человека к Б-гу раскаляется до свечения, когда он понимает, насколько сильно он сошел с пути. Поразмыслив, мы видим, что зло действительно способствовало нашей страсти, которая трансформирует его в положительную силу. Вот почему Талмуд утверждает, что когда человек раскаивается из любви к Богу, то плохие вещи сами по себе становятся добродетельными. А как может праведный еврей трансформировать зло? Это может произойти полностью, только с раскаявшимся, с тем, который согрешил и теперь использует эти грехи в качестве топлива для взрыва беспрецедентной страсти и роста. Однако праведник не может достичь этого уровня; его может достичь только тот, кто преступил и согрешил, чего никогда не сделает праведник.

Наши мудрецы предсказали этот сценарий. С наступлением эры Мошиаха мы увидим полное сближение между Яаковом и Эсавом, расцвет семян, которые были посеяны на этой неделе в описании нашей главы об объятиях Яакова и Эсава. Хотя по некоторым мнениям поцелуи Эсава были неискренними или, в лучшем случае, временной слабостью, они, тем не менее, были искрой, которая освещала путь к неизбежному сближению и полной трансформации Эсава в добро.