В соответствии с правительственным Постановлением о праздновании 100-летия легендарной исполнительницы макомов, Народной артистки Узбекистана Берты (Зауровны) Давыдовой, в течение прошедшего года был проведен ряд связанных общей миссией акций, которые были реализованы Национальным центром искусства макома Министерства культуры Узбекистана.
Юбилейный цикл мероприятий завершился гала-концертом узбекских звезд искусства макома в Большом академическом театре им. Алишера Навои, прошедшем 15 декабря.
А начался – в апреле 2022-го года телепередачей, посвященной столетию Берты Давыдовой (режиссер Йўлдош Ҳайдаров), на канале «Madaniyat va Ma’rifat», где лучшие представители нашей культуры рассказывают о том, какой весомый вклад сделала Берта Зауровна Давыдова в развитие макома. В декабре из фрагментов этого видеофильма, а телепередач прошлых лет, видеоцикла «Звездопад», музыкального кинофильма «Муножот», диска проекта UNESCO, а также недавних съемок с открытия мемориальной доски (портал Культура.уз писал об этом событии) – бы создан трогательный видеомикс для сопровождения юбилейного концерта (режиссер и оператор Маъруф Хасанов). Между двумя этими видеофильмами – целый год (при этом от некоторых старых фрагментов нас отделяют два поколения), но их прочно связывает восторженная интонация, бесконечное уважение к певице. В заключительных кадрах видеоролика – портрет певицы, сделанный в последние годы ее жизни, «проплывает» по ряду фотографий великих хафизов и плавно занимает среди них свое место. Достойное завершение вечера и года памяти певицы.
Юбилейные чествования словно пробудили огромную толпу поклонников – и тех, которые когда-то слышали ее вживую, и молодежь, которая слышала о ней от своих родителей и наставников. Было интересно узнать, что существуют целые династии поклонников Берты Давыдовой: ее имя и рассказы о ее исполнении передаются от родителей – детям, как легенда. Она была при жизни и осталась до сих пор легендой нашей культуры.
В течение этого года мы ощутили, сколько любви дарят поклонники любимой певице! Теплые, восторженные отклики на Ютубе и на странице Берты Давыдовой на Фейсбуке иной раз заставляют прослезиться. А как может быть иначе? Дело не только в голосе. Эта любовь всегда была взаимна: поклонники обожали Берту Давыдову, а она любила своих слушателей и свою работу. Для видеоролика, показанного перед концертом в театре Навои, были выбраны фрагменты, где она говорит очень эмоционально о своем самоотверженном служении сцене, поездках к зрителям в дальние регионы страны. Всегда тепло принимала дома гостей, поток которых не прекращался даже тогда, когда она уже покинула сцену.
В других фрагментах этого видеомикса певица говорила об устозах, благословивших ее на пение макомов: своих учителей, знакомивших ее с основами классического макома, устоза Боруха Зиркиева и устоза Якуба Давидова, академика Юнуса Раджаби, который был ее бессменным наставником долгие годы, а также «отцом» и руководителем ансамбля «Маком», проф. Имомжона Икрамова, автора песни «Муножот», сделавшей ее знаменитой, устоза Шохназара Сохибова. И это тогда, когда Шашмаком ассоциировался, преимущественно, с мужским исполнением. Но так уж случилось – Берта Давыдова покорила и устозов, и слушателей своим уникальным голосом и драматически совершенным, душевным исполнением, заставив пересмотреть старые каноны и стереотипы.
Осенью 2022-го года Министерство культуры выпустило книгу «Берта Давыдова» под редакцией проф. Соибжона Бегматова. В книге собраны публикации разных лет о Берте Зауровне Давыдовой. В первой части – статьи, посвященные творчеству певицы и ее вкладу в искусство исполнения макома. Во второй части – публикации из прессы за последние десятилетия ее жизни, а также оригиналы документов: письмо Правительству Узбекистана от Академии наук, фрагменты рукописи певицы, фотографии разных лет. Презентация книги запланирована на 2023-й год.
В ноябре состоялась открытие мемориальной доски на стене дома, где певица проживала с 1968 до 2007 года. Много добрых слов сказали о Берте Зауровне коллеги, соседи, все, кто ее знал лично или только по записям концертов.
Юбилейный вечер, состоявшийся 15-го декабря, приятно удивил задолго до начала: прежде всего, сам факт, что организаторы вечера памяти выбрали для его проведения театр номер один, ГАБТ им. Алишера Навои, сразу обозначил масштаб события. Подъехав к театру, мы увидели роскошный баннер с портретом певицы, в фойе – уже другой баннер открывал вход на выставку. Скромная, но элегантная экспозиция, в центре которой размещен любимый черно-белый фотопортрет Берты Давыдовой, стенды с фотографиями певицы, ее родных, друзей и коллег, награды, концертные костюмы, личная дойра, на которой она иногда аккомпанировала, для себя или когда напевала своим гостям. А прекрасные танцовщицы кисти Чингиза Ахмарова на настенных фресках театра словно включились в эту праздничную атмосферу, обрамляя пространство, в котором расположилась экспозиция.
Вечер памяти начался прекрасным выступлением музыкантов ансамбля «Маком» имени Юнуса Раджаби, с которым были связаны лучшие творческие годы певицы. Они исполнили фрагмент одной из частей «Шашмакома».
Далее выступил Министр культуры Озодбек Назарбеков, который в своей приветственной речи рассказал о вкладе Берты Давыдовой в развитие и популяризацию искусства макома. Поделился и личными впечатлениями о «замечательном и великом человеке»
Берта Давыдова 45 лет проработала в Гостелерадиокомпании, где она трудилась рядом с такими мастерами традиционной музыки, как Имомжон Икрамов, Юнус Раджаби, Шохназар Сохибов, Исаак Катаев, Барно Исхакова, Киммат Борухова, Тургун Алиматов, Ориф Алимахсумов, Сиродж Аминов, Изро Малаков, Коммуна Исмаилова и другие.
Он подчеркнул, что Берта Давыдова сформировала свой неповторимый стиль. Ряд произведений исполнила в собственной версии, и была записана в «Золотой фонд» узбекского радио. Многочисленным ее поклонникам особенно полюбились в ее исполнении такие классические произведения, как «Муножат», «Фигон», «Сарахбори оромижон», «Самарканд ушоги», «Дугох», «Баёт-1» и многие другие. Одна из первых исполнительниц макома, Берта Давыдова обладала Божьим даром. Ее голос, волнующий слушателя, позволял ей исполнять любые сложные произведения на самом высоком уровне. Пела она одинаково свободно на двух языках – узбекском и таджикском. В жизни была простой, скромной, доброжелательной, в искренних теплых отношениях с коллегами и учениками.
В заключение Озодбек Назарбеков сказал: «Народная артистка не только по званию, а потому, что завоевала искреннюю любовь народа, Берта Давыдова будет жить в наших сердцах вечно. Наша цель, – подчеркнул он, – взрастить новых новых «Берт Давыдовых» среди молодых исполнительниц традиционной музыки». Что ж, об этом она и мечтала. И этой цели в большой степени соответствовали последовавшие за речью министра и юбилейным видеороликом, концертные выступления.
Концерт стал грандиозным праздником звезд узбекской традиционной музыки: солисты и музыканты ансамбля «Маком», заслуженные и народные артистки Матлюба Дадабаева, Муножат Йулчиева, Марьям Саттарова, Гулбахор Эркулова, Замира Суюнова, Хуррият Исроилова исполняли произведения из богатого и разнообразного репертуара Берты Зауровны Давыдовой. Народная артистка Узбекистана Муножат Йулчиева перед выступлением сказала очень теплые слова в адрес Берты Давыдовой.
Множество восторженных публикаций о концерте вызвали такой широкий резонанс у аудитории, просившей показать концерт по телевидению или в интернете, что Национальный центр искусства макома в срочном порядке подготовил видео о концерте и выложил на Youtube. (Позже его покажут и по телевидению). Теперь каждый может увидеть эту феерию женского исполнительского мастерства современных певиц, выразивших уважение и любовь к Устозу своим прекрасным исполнением.
В этой связи актуально звучит тема конференции, которую планирует провести в 2023 году Фонд им. Ицхака Мавашева – Институт по изучению наследия бухарских евреев, в рамках международного фестиваля “Shashmaqam Forever”:»Берта Давыдова и ее эпоха в истории женского макомного искусства Узбекистана». В начале декабря этого года сюда приезжал Главный редактор «The Bukharian Times» (NY) и исполнительный директор Фонда Рафаэль Некталов, который провел рабочую встречу по подготовке к фестивалю “Shashmaqam Forever” 2023-го года, посвященному 100-летнему юбилею Берты Давыдовой. Фестивальные мероприятия будут организованы в Нью-Йорке, Ташкенте и на родине певицы – в Маргилане. Участниками встречи были известные музыковеды, общественные деятели и члены семьи Берты Давыдовой. Комментируя название конференции, участник рабочей встречи известный музыковед и музыкант, специалист по искусству макома Отаназар Матъякубов, сказал: «Берта Давыдова сама была эпохой в истории узбекской музыки, легендой вокального мастерства, умевшей почувствовать и передать «душу макома».
В завершение этого года хотим, от имени семьи Берты Давыдовой, выразить сердечную благодарность Правительству Узбекистана, Министерству культуры, Национальному центру искусства макома, Большому государственному академическому театру имени Алишера Навои, телеканалу «Маданият ва Маърифат», студии «Qadriyatfilm», – и всем, всем, кто принимал участие в организации юбилейных мероприятий, а также выразить надежду, что это не просто дань памяти великой певице, а тот урок отношения к своей культуре и нематериальному наследию, который будет воспринят молодым поколением и станет стимулом к собственным свершениям.
Эркин Махмудов и Барно Тургунова
(специально для газеты «Менора»)