Запутанный вопрос «Кого считать евреем», как ожидается, будет сильно волновать новое правительство Израиля, о чем свидетельствуют заключенные коалиционные соглашения. На повестке дня кнессета — возобновление обсуждения закона о возвращении и закона о гражданстве, гиюр и гражданские браки, и, прежде всего, «еврейская идентичность», которая также является названием нового органа, призванного «заниматься укреплением и созданием еврейской национальной идентичности во всех общественных системах».
В этом году исполняется 75 лет со дня основания государства Израиль, но ему до сих пор не удалось прийти к единому мнению по вопросу «кого считать евреем». Изучение протоколов бурных дискуссий в кнессете и правительстве с 1950-х по 1970-е годы показывает, что этот вопрос занимал страну с момента ее основания.
Вначале ответ был прост. Еврей — это тот, кто определяет себя таковым. В 1948 году, во время первой переписи населения, израильтян попросили ответить на ряд вопросов, включающих «национальность» и «религию». Исраэль Бар-Иегуда, четвертый министр внутренних дел страны, во время обсуждения в кнессете в 1958 году сказал, что большинство опрошенных ответили «еврей» на оба вопроса, но были и такие, кто ответил «нерелигиозный» на вопрос о религии, но считал себя евреем по национальности.
Закон о возвращении 1950 года определил, что «каждый еврей имеет право на репатриацию в Израиль», но не уточнил, кого считать евреем. Более поздний закон о гражданстве 1952 года, основанный на законе о возвращении, также обошел этот вопрос стороной. Однако в ходе обсуждения законов в кнессете и правительстве обсуждался вопрос о необходимости включения конкретного определения. В конце концов, в 1958 году Бар-Иегуда заявил: «Правительство решило, что вопрос о том, является ли человек евреем или нет, должен рассматриваться как фактический вопрос, и правильный ответ зависит от особых обстоятельств в каждом случае», — что усугубило неопределенность.
Как и ожидалось, возникла путаница. «Хаос, преобладавший в вопросах, где не должно быть хаоса», — так описывал ситуацию Бар-Иегуда. Положения менялись от одного случая к другому и от одного министра внутренних дел к другому. Важнейшие вопросы решались произвольно, по усмотрению чиновников.
В 1950 году Израиль приказал регистрировать детей, родившихся в стране, в соответствии со списками населения, составленными министерством здравоохранения. Но в них не упоминались ни религия, ни национальность. Как министерство решало, является ли ребенок евреем или нет? «Любой, кто заполнял анкету на иврите, считался евреем и так регистрировался, — объясняет Бар-Иегуда. Если возникали сомнения, ребенка регистрировали по национальности отца — в соответствии с директивами времен британского мандата — и в противоречие с Галахой».
В 1955 году, когда на посту министра внутренних дел пребывал Исраэль Роках, третий министр внутренних дел и член партии «Общие сионисты», было принято решение регистрировать вероисповедание и национальность детей в соответствии с регистрацией их родителей. Позже была добавлена поправка о том, что в случае «смешанного брака», другими словами, если родители принадлежали к разным религиям, классификация будет проводиться «на основании письменного заявления, подписанного обоими родителями, в котором они выражают свое желание относительно религии, которая должна быть присвоена их ребенку».
Когда Бар-Иегуда занял пост министра внутренних дел после Рокаха, он убедился, какой хаос царил в вопросах регистрации религии и гражданства. «Оказалось, что каждый из районов — а иногда и один регистратор — позволяет себе быть судьей и законодателем, и регистрируются абсурдные и незаконные вещи», — сказал он о своих чиновниках.
Были случаи, когда национальность ребенка была указана как «обращенный в иудаизм» или «христианин». Были и другие «оригинальные» творения такого рода, а также ряд различных и совершенно противоречивых классификаций, касающихся детей в смешанных семьях», — свидетельствовал Бар-Иегуда. В ходе дискуссии в кнессете в 1958 году он привел три примера пар, в которых отец был евреем, а мать христианкой. В одном случае их дети были зарегистрированы как дети еврейской национальности, в другом – «польской», а в третьем – «христианской».
В 1958 году Бар-Иегуда опубликовал руководство, в котором говорилось: «Еврей — это тот, кто по чистой совести заявляет, что он еврей». Позже была добавлена оговорка: «Еврей — это тот, кто по чистой совести заявляет, что он еврей, а не исповедует другую религию». Но в решении не было определено, какие доказательства еврей должен предоставить правительству, чтобы быть зарегистрированным в качестве такового. В директиве, направленной в министерство внутренних дел, чиновникам было сказано лишь, что при выполнении своей работы они «должны быть внимательны и осторожны», но было постановлено, что чиновник «должен зарегистрировать все данные, которые ему предоставлены. Если он не видит никаких видимых причин сомневаться в данных, которые ему сообщили, он должен принять их за правду».
В ответ на это министры от национально-религиозной партии МАФДАЛ, решили уйти в отставку. Хаим Моше Шапира, с момента основания государства успевший поработать министром в нескольких министерствах, в июле 1958 года в ходе бурной дискуссии в кнессете подверг поведение правительства глубокой критике.
Согласно первоначальной директиве, «каждый христианин, мусульманин или представитель любой другой религии может заявить, что он еврей, и никаких других доказательств не требуется», — утверждал Шапира. Поправка о том, что человек «не исповедует другую религию», также не решила проблему, сказал он. «В случае, если человек не исповедует никакую религию и по рождению является христианином — на основании своего заявления он может стать евреем», — сказал он.
Он предупредил, что такая политика ведет к ситуации, когда «даже ребенок, чья мать христианка, считается еврейским ребенком, и тем самым правительство разрушает и вырывает с корнем закон Торы, по которому жили наши предки на протяжении тысяч лет». Он предупредил, что на 10-м году существования Израиля «правительство позволяет себе выносить галахические решения, которые полностью противоречат образу жизни нации, и разрушает стену, которая сохранила еврейский народ».
«Государство Израиль, окруженное со всех сторон врагами, позволило себе вступить в войну с еврейской религией, с национальным характером и национальной уникальностью еврейского народа, — заявил он. — Вы разрушаете барьер между евреями и другими народами и возводите барьер между одним евреем и другим».
Шапира привлек к дискуссии и Гитлера: «Я хочу напомнить кнессету, что гитлеровцы убили более миллиона еврейских детей. Было спасено лишь очень малое число детей, — сказал он. — А что говорили матери, когда отдавали своих детей добрым христианам? Такова была их последняя воля: «Верните этих детей еврейскому народу и помните, что это еврейские дети. Не обращайте их в другую религию, верните их в религию предков, потому что они — евреи».
Йосеф Бург, его однопартиец из МАФДАЛа предупредил, что зарегистрировать не еврея в качестве еврея означает сделать «фальшивую запись в историческом удостоверении личности еврейского народа». Бург продолжил: «Как я представлю себе и как назову понятие «удостоверение личности», когда не еврей, записанный евреем, приходит в раввинат в Сиднее, Лондоне или Франции, и его спрашивают, в какой стране выдан документ? И когда он отвечает, что в Израиле, ему говорят: «Извините, мы не можем принять вас без предоставления дополнительных доказательств». Удостоверение личности государства Израиль, в котором написано «еврей», не сообщает правду».
Бург предупреждал о кризисе в отношениях с мировым еврейством по причинам, противоположным тем, о которых сегодня предупреждают нерелигиозные партии. «Неужели тем, кто живет за границей, нечего сказать о понятии «еврей»? Имеет ли израильское правительство право принимать решения о принадлежности к Израилю или даже о «еврействе» в то время, когда большая часть нации живет за границей? Где в этом вопросе общественная честность? Где еврейская честность? — задается он вопросом.
«Любой, кто разрушает генеалогическое древо евреев, разрывает единственный договор, который оправдал наше возвращение, который оправдал и оправдывает наше проживание здесь. Не разрушайте единство нации… Мы пришли сюда, чтобы спасти евреев. Мы пришли сюда, чтобы спасти иудаизм», — сказал он.
Год спустя, в июле 1959 года, кнессет снова обсуждал эту тему в связи с частным законопроектом, который пытался определить, кто является галахическим евреем. Тогдашний премьер-министр Давид Бен-Гурион признал, что правительство никогда не давало определения, кто является евреем, добавив: «Это миф — думать, что правительство поставило вопрос о том, кого считать евреем». Обращаясь к взрывоопасной теме «смешанных браков», он заявил, что отцы нации Авраам, Исаак и Иаков состояли в смешанных браках, и «даже Моисей женился на кушитке, чернокожей африканской женщине».
Вопрос о том, что делает человека евреем, в то время доминировал в газетных заголовках: «Итак, кто же такой еврей?»; «Кто, в конце концов, еврей?»; «Кто, наконец, еврей?». За несколько месяцев до этого Бен-Гурион даже направил письмо 50 «еврейским мудрецам» — раввинам, правоведам, философам, писателям и ученым — с просьбой дать свое определение еврейства. Большинство поддержало ортодоксальную позицию, согласно которой единственной основой для определения является Галаха.
«Мое мнение абсолютно ясно, — написал Любавичский ребе Менахем- Мендл Шнеерсон. — В таких вопросах устное заявление о желании быть записанным евреем не имеет силы, и это заявление не имеет силы изменить реальность. Евреем… принадлежащим к еврейскому народу является только тот, кто родился у матери-еврейки, или новообращенный, прошедший гиюр вполне определенным образом».
Писатель Шай Агнон рекомендовал Бен Гуриону «воздержаться от обсуждения вопросов религии в любом виде, чтобы ваш разум был свободен только для политических вопросов», и объяснил, что «религия и государство на данный момент — это два соседа, которым неуютно быть друг с другом». Писатель Хаим Хазаз писал: «Еврейская община Израиля победила своих врагов и основала свое государство – светское государство… Поэтому я считаю, что Галаха не играет никакой роли в регистрации жителей».
Когда в декабре 1959 года было сформировано новое правительство, Шапира, как новый министр внутренних дел, в следующем году опубликовал новые директивы, определяющие, что евреем по религии и национальности является «тот, кто родился от еврейской женщины, и не исповедует другую религию, или тот, кто прошел гиюр в соответствии с Галахой».
В 1970 году, после решения БАГАЦа (по делу майора Биньямина Шалита, главного психолога ВМС Израиля, женившегося на нееврейке и пожелавшего зарегистрировать своих детей евреями), который постановил признавать еврея по национальности, даже если он не еврей по религии, правительство внесло поправки в закон о возвращении, закрепив в законе, что еврей — это «тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и не исповедует другой религии».
Правительство предоставило семье возможность жить в Израиле, постановив, что «права предоставляются ребенку и внуку еврея, партнеру еврея и партнеру ребенка или внука еврея». «Поправка о внуках евреев» станет предметом обсуждения в новом ультраправом правительстве Биньямина Нетаниягу.
Дискуссии на эту тему были жаркими. «Что вы с нами сделали? Что вы сделали с этой нацией, без нужды бросив ее в водоворот, противоречащий высшим интересам национальной солидарности и единства, и затянув нас в воронку, из которой мы, возможно, еще долго не выберемся, если вообще выберемся?» — задавался вопросом Шмуэль Тамир, в то время член правоцентристской партии «Свободный центр».
«Страна ежедневно борется за свою жизнь, а мы здесь имеем дело со сложным вопросом о том, кто такой еврей. И кто был приглашен для его решения? 120 членов кнессета 1970 года уполномочены принять решение, которое за всю историю еврейского народа еще не получило окончательного ответа. Какое самомнение, какая самоуверенность, какое высокомерие!» — сказал он.
Депутат кнессета Ури Авнери, редактор ныне несуществующего еженедельного журнала «Ха-Олам ха-зе» («Этот мир») и член левой партии «Ха-Олам ха-зе — Коах Хадаш», присоединился к критике. «Мы потеряли шесть миллионов евреев. Мы потеряли треть еврейского народа. Неужели теперь мы отвергнем всех тех, кто хочет прийти к нам, потому что они не кошерны по Галахе? Они хотят приехать и жить с нами, строить нашу страну, служить в нашей армии, неужели мы их отвергнем».
Хотя поправка к закону о возвращении сузила рамки спора, она не устранила его. Она оставила нетронутым вопрос о гиюре. Может ли только ортодоксальный гиюр сделать человека евреем, или другие течения также законны? За последние 20 лет БАГАЦ раз за разом выносил решения против попыток правительства придать ортодоксальному гиюру исключительную силу. В то же время, несколько израильтян пытались бросить вызов этой системе, подав петицию о признании новой национальности – «израильтянин». Все они были отклонены.
В 1972 году БАГАЦ отклонил иск человека, который в 1949 году репатриировался в Израиль из Югославии и был зарегистрирован как еврей по национальности, но «не исповедующий никакой религии». В связи с поправкой к закону о возвращении, которая аннулировала его еврейство, он попросил изменить его национальность на «израильтянина». Суд постановил, что в Израиле не будет национальности «израильтянин» в дополнение к национальности «еврей». Судьи пояснили, что для признания принадлежности человека к определенной нации необходимо доказательство существования такой нации.
«Нет никакого смысла в проверке субъективного ощущения человека о его принадлежности к неизвестной нации, без возможности в соответствии с какими-то критериями доказать, что эта нация существует, — написал судья Шимон Агранат. В 2013 году провалилась еще одна попытка оспорить эту систему, когда БАГАЦ отклонил ходатайство израильтян о признании их принадлежность к израильской — не еврейской — нации, снова постановив, что «существование израильской нации не доказано». Главный автор петиции, профессор Узи Орнан, умер в ноябре в возрасте 99 лет.
Офер Адерет, «ХаАрец», М.Р. На снимке: Узи Орнан, который подал прошение о регистрации в качестве израильтянина, а не еврея, со своим удостоверением личности 60-летней давности. Фото: Хагай Фрид
Источник: https://detaly.co.il/В тексте: Исраэль Бар-Иегуда. Фото: Teddy Bruner GPO, Хаим Моше Шапира. Фото: Hans Pinn GPO, Любавичский ребе Менахем- Мендл Шнеерсон. Фото: Yaakov Saar GPO, Давид Бен-Гурион. Фото: Фриц Коэн, GPO