Превращение Израиля в религиозное государство

Именно на это надеялся Авигдор (Ави) Маоз, с тех пор как он основал в июле 2019 года партию «Ноам» по указанию своего раввина Цви Исраэля Тау. После того как «Ноам» в последний момент отказалась от участия в выборах в кнессет 22-го созыва, воздержалась от участия в выборах в кнессет 23-го созыва и присоединилась к оппозиции в кнессете 24-го созыва, пришло ее время.

Теперь, в кнессете 25-го созыва, Маоз получил от Биньямина Нетаниягу должность заместителя министра в министерстве главы правительства, где он и учредит управление «для защиты еврейской идентичности».

С самого начала своей карьеры в партии «Ноам» Маоз заявлял, что его главная цель — создать «государственный орган, такой как управление заповедников и парков, или в рамках министерства». Он хотел создать его под названием «МАГЕН ХА-АМ» — аббревиатура от «Штаб по обнаружению и нейтрализации иностранного влияния на Государство Израиль».

Название управления указывает на важную роль, которую предназначает для управления Маоз. По его словам, «мы должны защитить наш народ и нашу страну от проникновения иностранных лиц, иностранных организаций, иностранных фондов». Но Маоз не планирует останавливаться на этом: «Я был бы очень рад иметь достаточно сил, чтобы получить портфель министра просвещения, очистить систему образования от всех иностранных влияний и добавить в систему образования иудаизм, традиции, наследие и сионизм». Он получил власть, его мечта сбылась, и остается только действовать.

(В ближайшее воскресенье, 15 января, правительство передаст подразделение по внешним программам и продвижению партнерства из министерства образования в министерство главы правительства, и таким образом выполнит обещание, данное председателю партии «Ноам» Ави Маозу в коалиционных соглашениях, — примечание «Деталей»).

Чтобы понять, что движет Маозом и какие изменения он стремится осуществить в Государстве Израиль, нужно ознакомиться с учением его раввина, Цви Тау, которое я изучаю более десяти лет. Раввин Тау является главой йешивы «Хар Хамор» в Иерусалиме, а теперь также стал духовным вождем партии «Ноам».

Тау, родившийся в Австрии в 1938 году, приехал в Израиль после того, как прятался со своей семьей в укрытии в Нидерландах во время Катастрофы. Вскоре он стал одним из ближайших учеников раввина Цви Иегуды Кука, главы йешивы «Мерказ ха-Рав» и духовного лидера движения «Гуш эмуним». Чувственную реальность Тау считал обманчивой, а только другую, божественную и скрытую, — настоящей.

Только выдающиеся личности, включая раввина Цви Иегуду Кука и его отца, раввина Авраама Ицхака Кука, способны увидеть скрытую божественную диалектику, выявить ее в исторических событиях и расшифровать запутанный план искупления («геула»).

Ученики раввина Тау видят в нем прямого и исключительного преемника раввина Кука, и того, в чьи руки передана способность распознать план искупления, благодаря несравненной глубине видения и анализа происходящего.

В конце 1990-х раввин Тау отделился от йешивы «Мерказ ха-Рав» раввина Авраама Шапира. Вместе с некоторыми другими раввинами йешивы они основали йешиву «Хар Хамор», главой которой стал Тау. Причиной драматического раскола стало согласие йешивы «Мерказ ха-Рав» совмещать учебу во внешнем учебном заведении с занятиями в йешиве.

Раввин Тау решительно выступал против изучения гуманитарных и общественных наук в академических заведениях и утверждал, что христианство, и особенно церкви Европы, стремится нанести ущерб святости Израиля. Он видел в готовности сотрудничать с учебным заведением, каким бы религиозным оно ни было, осквернение высокой миссии йешивы — быть бьющимся сердцем нации. С тех пор раввин Тау продолжал свою метафизическую борьбу и разглядел длинную и полную скверны руку христианства в различных учебных программах, личностях и учреждениях.

Раввин Тау презирал средства массовой информации и никогда не давал интервью, даже на ультраортодоксальных платформах. И Ави Маоз, несмотря на его публичные должности в прошлом, впервые дал интервью только в прошлом году (с тех пор он часто давал интервью, в основном правым СМИ). Маоз не пожелал давать интервью для этой статьи.

Поэтому попытка исследовать воззрения раввина Тау и его круга, для которого и по сей день характерны внутренний язык и подозрительность к «посторонним», опирается в основном на внутренние материалы. Они попали ко мне и продолжают приходить самыми разными путями. Эти материалы включают записи личных бесед с людьми, близкими раввину Тау, конспекты уроков, записи, кассеты, видео, фотографии и письма. К ним добавляются книги и брошюры раввина Тау и его окружения, которые продаются ограниченным тиражом и часто также содержат оговорки, такие как «для внутреннего пользования».

Фото: Оливье Фитуси

Главной заботой Ави Маоза является политическая реализация мысли раввина Тау. Прежде всего, его деятельность включает десятки часов политических выступлений Маоза перед партийными активистами, а также обстоятельные беседы, которые он вел с ведущим подкаста «Аль ха-машмаут» («О смысле») и с активисткой «Форума кафе Шапира» Гали Бат-Хурин (Далит Лауб-Сутер).

Кроме них, как уже упоминалось, есть десятки интервью, в подавляющем большинстве для правых, религиозных и ультраортодоксальных СМИ, обращения, написанные Маозом для активистов и колонки в партийных брошюрах. И, наконец, попавшие мне в руки записи Маоза в WhatsApp, содержащие ценную информацию о его мировоззрении и политических планах.

Эти записи были разосланы в группу «Вопросы и ответы в «Ноам» с депутатом Ави Маозом», которая открылась в сентябре 2022 года и в которую была приглашена широкая общественность, чтобы задать Маозу вопросы, хотя на призыв откликнулось всего около 300 человек.

Вмешиваться в политику? Ни за что

Маоз родился 6 июля 1956 года в Хайфе, в семье национально-религиозных убеждений. Он был вожатым в движении «Бней-Акива», а по окончании военной службы в десантном батальоне НАХАЛа был одним из основателей поселения Мигдаль-Оз в Гуш-Эционе (отсюда и его фамилия Маоз, на которую он сменил свою — Фишхаймер).

В Мигдаль-Оз он встретил свою будущую жену Галит, и у них родилось десять детей. Сегодня Маоз живет в Граде Давида (в Силуане), в прошлом он был активистом в ассоциациях ЭЛАД и «Атерет коханим». Он говорил о себе, что трудился «для иудаизации Галилеи, для иудаизации Негева, много поселений в Иудее и Самарии». Более десяти лет он учился в йешиве «Мерказ ха-Рав», где стал близким учеником раввина Тау.

В 1980-х участвовал в деятельности по освобождению евреев Советского Союза, в том числе Натана Щаранского. Тогда же он впервые встретился с послом Израиля в ООН Биньямином Нетаниягу и встреча оставила глубокое впечатление. С тех пор и до сих пор он был верен Нетаниягу, осуждал «шитье дел» и заявлял, что даже если его требования не будут приняты, он присоединится к его правительству.

В начале 2000-х, когда Щаранский занимал пост министра в правительствах Эхуда Барака и Ариэля Шарона, Маоз был назначен генеральным директором министерства внутренних дел, а затем генеральным директором министерства строительства.

Об этих годах он свидетельствовал в одной из аудиозаписей: «То, что я сделал в отношении поселений, можно прочитать в отчете Тали Сасон 17-летней давности, и, слава Всевышнему, я рад тому, что меня задержали за это, и даже допросила полиция».

В своем выступлении в кнессете Маоз добавил, что его два дня допрашивали с предупреждением об ответственности: «Но расследование было политическим, и следователи понятия не имели, о чем спрашивали. Я объяснил им, в чем был вопрос».

Затем он посвятил время учебе в йешиве «Хар Хамор», пока в последние годы не вернулся на политическую арену, консультируясь со своим раввином, раввином Тау, на этот раз в качестве основателя партии «Ноам».

Долгие годы раввин Тау не вмешивался в политику. В то время как его коллеги-раввины сосредоточились на создании поселений, демонстрациях и политической деятельности, Тау считал, что реальное влияние оказывают духовные люди, то есть он и его ученики, посредством идей, которые проникают в массы людей и в свою очередь приводят к действиям. Пока народ не убежден в «правильных» идеях, считал он, нет смысла идти на демонстрации и борьбу. Он считал, что они могут принести больше вреда, чем пользы.

Вместо этого необходимо взращивать учеников, которые будут изучать Тору в свете учения раввина Кука и учиться распознавать обманчивые и извилистые пути искупления. Изменение действительности, считал он, будет производиться изменением национального сознания, а не политической деятельностью (он неоднократно подчеркивал: «Весь мир стоит на сознании»).

Сегодня трудно поверить, что он так выражался, но это были его слова в прошлом: «Мы не политики. Вся наша сила в наших устах, и как педагоги, как люди Торы, мы должны добавлять все больше и больше света и веры. Если нам удастся хоть немного поднять дух нашего народа, мы совершим великое дело».

В другом случае он сделал выговор тем, кто спрашивал, не должно ли правительство быть в руках раввинов: «И поскольку (раввины) много лет изучали Тору, они знают, как управлять армией и экономикой, политикой и обществом? И они умеют чинить водопровод или лечить больных?» Он считал, что раввины «не должны вмешиваться в то, что не входит в их обязанности».

Переломный момент и новый враг

Много лет раввин Тау наставлял своих учеников не наносить ущерба авторитету премьер-министров. Он считал, что главы правительства были избраны по воле Бога, чтобы вести народ Израиля в период приближения искупления. Строгие религиозные позиции и подробная «карта спасения», расшифровать которую мог только Тау, обсуждались внутри «домов учения» («бейт-мидраш»), с использованием уникального внутреннего языка.

Ешиботники должны были интенсивно учиться в течение многих лет. Их обучали соединяться со «святостью» и коллективной «душой», которая живет в народе Израиле. От них требовалось распознавать силы «христианской нечистоты» — академические круги, средства массовой информации, судебная и правоохранительная система — и защищаться от них. Но обсуждения эти не выходили в публичный дискурс. Кроме посетителей синагог, большинство израильтян ничего не знали о раввине Тау и его окружении.

Встретиться с ним и его учениками можно было на военной службе, которую Тау считал высшей ценностью – как выражение национальной мощи и важный компонент искупления. Тау избегал публичной борьбы и вмешательства в политику. Он поддерживал осторожные и уважительные контакты с главами правительства и сумел произвести положительное впечатление на окружающих.

Изменения начались в 2006 году. После эвакуации из Гуш-Катифа тихие собрания в «бейт-мидрашах» сменились выходом на улицы с плакатами, созданием организаций и, наконец, партии «Ноам».  Раввин Тау решил, что настало время прийти в политику и осуществить глубокие изменения в самом характере Государства Израиль.

Это вытекало из самой его теории о метафизике искуплении. Следуя учению рава Кука, Тау считал, что у искупления есть две стадии. Первая – материальная, ее сущностью является создание «национального тела» — то есть государства. Хотя эту стадию возглавляли светские сионисты, и на первый взгляд, она выглядела как шаг еретический, при более глубоком рассмотрении Тау решил, что сионизм был пробужден божественным замыслом.

Второй, он же последний этап искупления – это «святой» этап, когда душа, то есть религия, вдыхается в «тело», то есть в государство. По теории, на этом этапе светские евреи признают существование «коллективной души», которая неосознанно побудила их возглавить сионистский проект, и попытаются соединить ее с телом в форме союза религии и государства.

Между двумя этапами, пояснял Тау, есть переходный период – время, когда начинают распадаться ценности национализма, лежавшие в основе первого, материального этапа. Этот период, который начинается после Шестидневной войны, ассоциируется с постсионизмом и презрением к «большим» идеологиям.

Образовавшаяся ценностная пустота должна была заполниться сильной религиозной страстью, которая обеспечила бы духовную альтернативу ценностям сионизма и проложила бы дорогу к союзу между религией и государством.

Ави Маоз считал, что именно это и происходит. На одной из конференций «Ноама», в январе 2020 года он заявил: «За последние 30 лет можно почти безоговорочно отметить, что граждане Израиля становятся более традиционными, более религиозными и более ультраортодоксальными, и это должно было добавить силы еврейскому характеру страны».

Но вот раввин Тау утверждал, что долгожданное объединение религии и государства не только не началось, но в этом отношении произошло даже резкое отступление. С его точки зрения, прогресс «искупления» был затруднен.

Причину этого «отступления» Тау видит в пугающих для него явлениях – сильных и заклятых врагах «искупления». Это постмодерн и прогресс. Явления, полностью «нечистые», против которых требуется тотальная война. Постмодерн и прогресс для него – враги, отравленные плоды западного мира, которые подтачивают еврейский характер Государства Израиль, действуя через разрушительных «агентов перемен»: левые организации, реформистское и консервативное движения в иудаизме – и израильскую академическую, университетскую среду. И все это, с точки зрения Тау, происходит при поддержке СМИ.

Когда дом горит, нет времени на разговоры

Западная «нечистота» почувствовала свое неминуемое поражение и теперь прилагает все усилия, чтобы нанести ущерб еврейской идентичности Израиля, — так объясняет это раввин Тау. Он видит это постмодернистское разрушение как разрушение бушующим огнем, без направления и цели, без идеологии и без ценностей. Этот «непонятный» момент на хорошо спланированном пути искупления вызывал панику – и раввин Тау объявил чрезвычайное положение. В речах и трудах Тау и его учеников неоднократно говорится, что в последние годы «что-то пошло не так», и народу Израиля грозит духовная катастрофа. Ее описывают в терминах огня, войны и гибели.

Например, раввин Шломо Авинер, ученик и друг раввина Тау и член партии «Ноам», описывал угрозу так: «Когда дом горит, громко крикните «Спасите!». Бомба замедленного действия, скорый поезд к гибели человечества, например, путем уничтожения здоровой и нормальной семьи. Этот огонь распространяется с Запада, из царства хаоса и небытия, царства Интернета, царства отмены всех ценностей. Нет разницы между людьми. Нет разницы между мужчиной и женщиной. Тот, кто утверждает, что семья — это мужчина, женщина и ребенок, сразу будет обвинен в гомофобии и примитивизме». Здесь кроется самый большой страх, выражаемый в окружении Тау по поводу постмодерна и современного западного мира.

Кстати, с этим связана решительная борьба Тау и Маоза с представителями ЛГБТ. Их гомофобия связана с гораздо большим страхом. Они боятся, что, если бинарные различия, которые считаются «естественными» (например, различия между мужчиной и женщиной) будут размыты, то неизбежно размоется и различие между евреем и неевреем. В итоге в будущем могут возникнуть сомнения в праве евреев на землю Израиля. Как только будет размыта исключительность евреев, возникнут сомнения в необходимости существования Государства Израиль как еврейского государства, и оно станет государством всех его граждан. Именно этого боятся в партии «Ноам».

«Постмодерн и движение глобального прогресса размывают идентичности. Сначала семейную, потом национальную, и после этого они также дойдут до нашей еврейской идентичности. Мы воспитываем наших детей, размывая идентичности и вселяя в их сердца сомнения. Когда они вырастут, у них возникнут сомнения: а каково наше право на эту землю? Имеем ли мы на нее право?  Кто сказал, что еврейский нарратив — правильный? Может быть, и палестинский нарратив [имеет право на существование]? Они внедряют его в систему образования».

Отец + мать = семья. Что непонятного?

 Cначала Тау надеялся, что ультраортодоксальные партии обуздают пугающие его процессы. Поэтому, к удивлению раввинов национально-религиозного лагеря, начиная с 2006 года Тау голосовал за ШАС, а потом и за «Еврейство Торы». Но его надежды не оправдались. Он понял, что ультраортодоксальные партии сосредоточились лишь на сегменте своих избирателей.

Позже, в конце 2014 года и накануне выборов в Кнессет 20-го созыва, представитель раввина Тау Йони Шетбун присоединился к партии «Яхад», возглавляемой Эли Ишаем. Перед выборами раввин Тау впервые в жизни принял участие в политической конференции, и, хотя не высказывался там, но подписал письмо в поддержку партии «Яхад».

Вместе с другими раввинами Тау написал: «На этот раз мы призываем вас проголосовать вместе с нами за единственный список, который работает для народа, Торы и страны». Но партия «Яхад» потерпела поражение на выборах и не прошла в кнессет.

Вначале Тау было трудно отыскать свой путь в политике. Нафтали Беннета, возглавлявшего с 2013 года партию «Еврейский дом», раввин резко раскритиковал. Он видел в Беннете «агента постмодернизма» — и из-за его политического союза со светской женщиной (Айелет Шакед), и из-за связей с организациями реформистского иудаизма, и из-за того, что Беннет поддерживал план по созданию секции для совместных молитв мужчин и женщин у Стены Плача.

После неудачной попытки с партией «Яхад» Тау начал поддерживать появление различных организаций, оказывавших политическое давление и требовавших отменить прогрессивные новшества в Израиле. Например, учащиеся йешив выходили на улице и распространяли листовки против совместной службы в ЦАХАЛе мужчин и женщин. Изначально Тау был против демонстраций, но в 2017 году он начал участвовать в демонстрациях против «парада гордости» в Иерусалиме, вместе с такими раввинами, как Игаль Левинштейн. Самыми известными из организаций, поддерживаемых Тау, были «Хазон» и «Либа».

Когда в феврале 2019 года муниципалитет Иерусалима решил убрать анти-ЛГБТ плакат организации «Хазон» с надписью: «Отец + Мать = Семья», Тау и Маоз решились создать собственную партию.  «Когда мы увидели, что они молчат и не позволяют повесить в Иерусалиме такой простой и ясный плакат, мы поняли, что у нас нет выбора», — рассказывал Маоз о создании партии «Ноам».

В партию вошли главным образом активисты организаций, связанных с раввином Тау. Было решено, что женщины и светские люди не могут быть кандидатами от «Ноам», но технический блок с другими партиями, в списках которых есть женщины и светские евреи, вполне возможен.

Накануне выборов в кнессет 24-го созыва Ави Маоз согласился возглавить партию. Раввина Тау он называет своим учителем. На партийной конференции Ави Маоз сказал о Тау, что тот – «огненный столп, идущий перед станом, выпрямляет все изгибы и освещает все темные углы». Маоз добавил, что он сам не делает «ни малейшего шага без руководства» Тау.

Мы Маккавеи, вы — эллинисты

 В своем самоощущении члены партии «Ноам» являются современным воплощением Маккавеев — «детей света», которые сражаются на стороне Бога против Запада и его «эллинизированных» представителей – левых, СМИ, научно-академического сообщества и неортодоксальных течений иудаизма.

В декабре 2022 года, накануне формирования нового правительства, Ави Маоз запел с трибуны кнессета: «Мы пришли разогнать тьму» («Бану хошех легареш»). Но в детскую песню он вложил свой смысл, назвав «тьмой» собственных сограждан. Для непонятливых Маоз объяснил: так же, как Хасмонеи воевали против греков, он пришел, чтобы разогнать «тьму» — «тех, кто фальсифицирует иудаизм в циничной попытке создать новую, просвещенную и кажущуюся либеральной религию совершенно чуждую духу первоначального иудаизма».

Связь с Ханукой не случайна. Каждый год праздники — это прекрасная возможность для сподвижников раввина Тау призвать народ на «упорную войну». Они используют слова «мужество», «истина», «героизм», «ревность», «свет» и «святость». Всем этим прекрасным вещам противостоят «скверна», «нечистота», «разрушения» и «тьма».

Но что конкретно имеется в виду под силами «тьмы»? Это раввин Тау пояснил во внутреннем документе, выпущенном в преддверии Хануки. В нем духовный лидер Ноам заявил: так же как в «старые времена» нужно было освободиться от влияния Греции, с помощью «героев-ревнителей святости», так и в наши дни – «нам нужно все больше и больше силы святости и дерзости святости».

«И подобно тому, как тогда пробудились силы, вышедшие на войну за свободу от чужеземного гнета, так и сегодня среди нас найдутся силы для культурной войны против чужеземного духа, завладевшего цветом нашей страны», — написал Тау.

«Сегодня эллинизм господствует в министерстве образования, в академической сфере, он все больше господствует над духом ЦАХАЛа, — конкретизировал раввин. — Мы не боимся этой борьбы. Мы и там победим! Мы должны быть освобождены от любого влияния, чуждого духу Израиля».

Ави Маоз, со своей стороны, считает, что знает, чего «в глубине души» хочет большинство его сограждан. «В глубине души они (народ Израиля) хотели бы подлинного иудаизма, который мы получили на горе Синай», — сказал как-то лидер «Ноам».

 «Мы знаем, что в глубине души подавляющее большинство людей думают так же, как мы. Подавляющее большинство людей хотят, чтобы системы образования Государства Израиль воспитывали людей в иудаизме. Что такое иудаизм? Подлинный иудаизм мы получили на горе Синай. Да, большинство из них хотят этого. В глубине души они хотели бы этого, чтобы их дети получали такое образование».

«Черные списки» и разоблачение врагов

Если народу Израиля действительно так хочется ортодоксального иудаизма, того, который Маоз считает «правильным» — то почему же силы «тьмы» до сих пор так успешны? Ответ Маоза: виноваты «иностранные правительства» — и израильские интеллектуалы. Эксперты, профессионалы в своей сфере, образованные «белые воротнички. Из его слов рисуется грандиозная теория заговора. Маоз, вслед за Тау, утверждает, что «иностранные организации», «зарубежные правительства» и «иностранные фонды с огромным капиталом» «хитро и тайно» внедрили своих агентов на ключевые посты «в системах государственного управления Израиля».

Маоз произнес на эту тему десятки речей. Он стремился показать, как «нечистота» проникла в язык и культуру Израиля и с помощью «инженерии сознания» просочилась в умы евреев. Лидер «Ноам» даже подробно описал метод «врага»: «В ходе не очень длительного процесса у граждан Израиля была отнята возможность жить так, как они считают правильным. Отнята и передана группе «белых воротничков», которые прячутся за кулисами. Как правило, их никто не знает. Эти люди ведут Государство Израиль к ненормальной ситуации. Название «еврейское государство» становится пустым лозунгом, лишенным реального содержания».

«Их власть настолько абсолютна и бесспорна, что они действуют в правовой системе, образовании, средствах массовой информации и многих других сферах по своему усмотрению, — рисует мрачную картину Маоз. – Их власть над государством не зависит от того, какую долю от всех израильских граждан они представляют, потому что все они являются профессионалами, известными экспертами в своей области и в любом случае не подлежат суждению большинства или какой-либо общественной критике».

Лидер «Ноам» идет дальше и заявляет, что эти «профессионалы» и «известные эксперты» якобы «укрепляют свое господство», намеренно выращивая себе таких же преемников. «Также нет шансов, что они уйдут со своих постов и их заменят другие, представляющие общественное мнение в Израиле. Почему? Потому что они укрепляют свое абсолютное господство с помощью процессов отбора, обучения, повышения квалификации и хорошо спланированных путей продвижения, которые составляют машину, выпускающую все большее и большее количество экспертов и профессионалов по их образу и подобию».

Важная часть «борьбы» Ави Маоза заключается в термине «разоблачение». Не зря он повторяется в десятках сочинений и речей самого раввина Тау и его окружения. Эти люди хотят разоблачать «врага» — называть имена конкретных людей и организаций.  Все, что нужно, по мнению Маоза, — это просто рассказать людям то, «чего они не знают». Когда люди узнают о происходящем, они восстанут, и партия «Ноам» станет воистину народной партией.

Кроме «белых воротничков», Маоз и Таe питают жгучую неприязнь к левым и правозащитным организациям, в частности к Новому израильскому фонду. В различных интервью Маоз упоминал в негативном ключе названия Фонда Векснера, программ Института Менделя, Института Хартмана и Инициатив Авраама. Он также атаковал Фонд Фридриха Эберта, Фонд Рассела Берри и многие другие.

Особенно сильную ненависть Маоз и Тау испытывают к Новому израильскому фонду. Достаточно, чтобы какой-либо человек или организация были связаны с НИФ, чтобы повесить на них ярлык «врагов». В январе 2016 года раввин Тау сказал: «Здесь [в Израиле] идет ужасная война … она ведется под влиянием Нового фонда, который хочет поработить нас и уничтожить».

В манифесте партии в январе 2020 года Маоз выступил против «радикальных левых фондов и организаций, возглавляемых Новым израильским фондом. Более того, Маоз признал: одна из причин, по которым он стремился избраться в кнессет – получение законных полномочий требовать информацию об организациях, продвигающих «иностранную культуру».

В одном из интервью Авиа Маоз сказал, что депутат кнессета «может спровоцировать публичную дискуссию практически по любому вопросу. У него есть инструменты, чтобы заставить чиновников соответствующих министерств дать ему всю информацию о своей деятельности, включая краткое содержание бесед и договоренности с партнерами. Он может раскрыть общественности глубину проблемы и реальных людей, ответственных за ее создание».

Еврейское государство – всюду

Первое, чего требуют Маоз и Тау – «очистить» образование от «яда постмодернизма», в первую очередь в школе. Во внутреннем документе, автором которого является раввин Тау, написано, что «яд постмодернизма» вводится уже в «младших классах» — «в первом, втором, третьем классе и даже в детском саду».

Поэтому в рамках созданного специального для него управления для защиты еврейской национальной идентичности Маоз требует «убрать из министерства образования все программы прогрессивных движений, которые выражают постмодернистскую культуру». Всего таких программ, по его словам, около 3000.

По мнению Маоза, наибольшую воспитательную опасность представляют материалы, которые заставляют детей сомневаться. «Вселяют сомнения в сердца наших детей — заставляют сомневаться, мальчик ли ты или девочка, сомневаться в том, кто твоя семья, сомневаться есть ли у тебя отец и есть ли у тебя мать».

«Очистка» министерства образования — это лишь малая часть гораздо более широких планов Маоза. Планы не зависят от того, удастся ли ему достичь их в этой каденции – он попытается реализовать их и на своих следующих должностях.

Изменения, которых хочет партия «Ноам», были представлены с первого дня, и эта программа не поменялась. Все они относятся к сфере религии и государства («еврейская идентичность»). Главное, чего добавится «Ноам» — превращение публичного пространства в Израиле в пространство религиозное, при изменении статус-кво. Государство, по словам Маоза, «не может довольствоваться статус-кво, который был согласован при его создании».

«Иудаизм государства должен быть признан во всех сферах его жизни. Он должен стать гораздо более важным соображением в порядке нашей национальной жизни, потому что это то, ради чего мы так усердно работали», — говорит Ави Маоз. Его цель — чтобы иудаизм был на каждом углу. «Мы не будем одним из тех государств, что являются государствами для всех своих граждан», — заверяет Маоз.

В рамках трансформации публичного пространства Израиля в еврейско-религиозное, партия «Ноам» борется в первую очередь с теми, кто, по их мнению, угрожает традиционному институту семьи — с ЛГБТ-организациями. На протяжении многих лет рав Тау сквернословил в адрес представителей ЛГБТ-сообщества, называя их «извращенцами» и доходя до весьма странных описаний. По словам Тау, «когда двое мужчин живут вместе и спят вместе, весь дом воняет. Целый день они занимаются своим задним проходом. Весь дом воняет, так воспитывают детей, а весь народ об этом молчит».

На конференции партии «Ноам» в 2020 году Маоз задал риторический вопрос: «Помнит ли кто-нибудь из нас, когда все мы, Государство Израиль, собрались вместе и решили, что министерству образования следует научить наших сыновей и дочерей, что извращенные отношения между двумя мужчинами или двумя женщинами, являются нормой и рекомендуемой моделью семьи?»

Борьба с ЛГБТ рассматривается «Ноам» как нечто интуитивно понятное и описывается как «здоровое», «естественное», и даже «нормальное» явление. В глазах «Ноам» борьба с ЛГБТ-организациями не что иное, как война. А потому на законодательном уровне стоит ожидать, что Ави Маоз будет стремиться отменить законные права однополых семей. Ведь, по его словам, «страна, в которой два отца или две матери признаются семьей, не является нормальной». Он постарается отменить парады гордости, урезать бюджеты ЛГБТ-организаций; будет пытаться разоблачать «влияние» ЛГБТ в министерстве образования и в государственных системах.

Маоз даже заявил, что первый закон, который он примет, — это «закон, способствующий запрету на проведение бесед, лекций или образовательных занятий в начальных школах, по всем темам, связанным с сексуальной или гендерной ориентацией». Еще один вопрос, по которому Маоз будет добиваться законодательных изменений, — это статус Главного раввината как высшего религиозного учреждения.

Прежде всего, лидер «Ноам» стремится отменить реформы Матана Каханы в сфере кашрута и гиюров, а также план выделить у Западной стены участок для совместных молитв мужчин и женщин.

По словам Маоза, главный раввинат должен иметь исключительную власть над всей сферой религии в Израиле. Раввинат будет иметь право определять, кто является евреем, кто имеет право на гиюр, и как он должен проводиться, кто имеет право жениться и развестись, и кто получит сертификат кошерности.

В рамках утверждения позиции главного раввината, представителям неортодоксальных течений иудаизма будет запрещено молиться на участке, выделенном ранее для них у Западной стены. Ведь Маоз и Тау считают неортодоксальные течения «врагами» иудаизма и Государства Израиль.

Дошло до того, что окружение Тау бойкотировало ультраортодоксальных раввинов — таких как Элиэзер Меламед — которые осмелились встретиться с реформистами в публичной и уважительной дискуссии. Из-за этого «греха» даже рекомендовалось не покупать популярные галахические книги раввина Меламеда.

Партия Ноам стремится изменить статус-кво и в том, что касается соблюдения субботы. Маоз объявил, что «шабат будет соблюдаться в государстве Израиль. Во всех государственных системах, например, в армии». Ожидается, что Маоз будет ставить палки в колеса «частным бизнесам», по его словам, «поощряющим осквернение субботы» — таким, например, как магазины и торгово-развлекательные центры. Ну и конечно, он будет бороться против общественного транспорта по субботам.

Отвечая на вопрос о небогатых гражданах, которые в субботу вынуждены будут сидеть дома, так как у них нет машин, Маоз пояснил в интервью «Макор ришон», что это – цена, которую должно будет заплатить еврейское государство. «Да, ценности целого выше прав личности», — заявил он.

Партия «Ноам» также выступает против службы женщин в армии и, в частности, службы на боевых должностях. Ее позицию относительно женщин четко сформулировал Маоз – в том же интервью изданию «Макор ришон». По его словам, самый большой вклад женщин в развитие страны – «в том, что они с Божьей помощью выходят замуж и создают славную семью».

Когда его спросили об интеграции женщин в его партию, Маоз ответил: «Мы как религиозная партия следуем указаниям наших раввинов». Раввин Авинер, между тем, как-то заявил, что женщине запрещено быть депутатом кнессета и предложил женщинам влиять на политику «через мужей».

«Ноам» и Нетаниягу»

 Понятно, что Ави Маоз не мог бы реализовать свои амбиции вне праворелигиозной коалиции. Но важно понимать, что его поддержка Нетаниягу связана не только с политическими интересами. Она опирается на теологическую основу. Лидер «Ликуда» для партии «Ноам» представляет «здоровых» людей, стремящихся к «истинному» иудаизму.

Фото: GPO

Юридическая битва против него видится им как битва «нечистоты» со «святостью» и «сатанинского монстра» против избранника Божия. Маоз даже увязал «сшитые белыми нитками дела Нетаниягу» с «попытками разрушить семью и нанести ущерб неприкосновенности Западной стены».

Теологическое обоснование того, что Нетаниягу достоин руководить народом, опирается на концепцию, согласно которой избрание Божие раскрывается, в том числе, и через преследование сатаны. То есть, если сатана кого-то преследует, значит этот человек представляет для него духовную угрозу и, следовательно, этот человек – избран Богом.

Ави Маоз, к примеру, заявил, что «регрессивный постмодернистский монстр пытается навредить всем нам, начиная с премьер-министра Нетаниягу, как представителя большинства людей, которые хотят еврейского государства. Скажи мне, кого чудовище пытается уничтожить, и я скажу тебе, кого избрал Бог».

В письме сторонникам «Ноам» в январе 2020 года Маоз написал, что премьер-министр «подвергается беспрецедентной атаке» со стороны «глубинного государства» («глубинное государство, или deep state – популярная в США и многих других странах теория согласно которой, существует заговор неизбираемых госслужащих, профессионалов, влияющих на политику без оглядки  на демократически избранное руководство,  — примечание «Деталей»).

Таким образом, для Маоза поддержка Нетаниягу — это поддержка борьбы с тем самым «глубинным правительством», «белыми воротничками», ставшими агентами «иностранных государств».

Месяц назад в интервью 14 телеканалу Маоз даже представил лояльность Нетаниягу как один из принципов своей партии. Он заявил, что «носит звание первого бибиста», и восторженно рассказал, как в 1985 году в рамках борьбы за освобождение Щаранского встречался с Нетаниягу, тогда послом Израиля в ООН.

Это только начало

До недавнего времени раввин Тау и его окружение подвергались жесткой критике даже внутри самого ультраортодоксального сообщества. Многие видели в них высокомерную, сепаратистскую и вредоносную группу. Даже религиозные лидеры, которые придерживались сходного с ними мировоззрения, критиковали их метафизические идеи и объявление войны «врагам».

Йоав Сорек, например, писал, что он разделяет некоторые опасения приверженцев Тау, но его ужасает то, что он описывает как «атаку, полную отчаяния, со стороны слепых фанатиков».

Ультраортодоксальный раввин Залман Барух Меламед, глава йешивы «Бейт-Эль» и основатель сайта «Седьмой канал» тоже резко раскритиковал партию «Ноам». По его словам, к нему пришли представители йешивы «Хар Хамор» и представили ему якобы презентацию по документам министерства образования. «В брошюре была страница за страницей — фотографии соглашений с реформистскими организациями, христианские картинки и тому подобное». Однако, по словам Меламеда, его жена проверила эти утверждения, и обнаружила, что среди них «нет ни одного правдивого». По словам Меламеда, в окружении Тау считают, что «во имя Бога вам не нужно быть особо точным».

Но сегодня те, кто до сих пор был маргинальными фигурами, вдруг получили признание среди широких народных масс. Итамар Бен-Гвир – почти национальный герой и высокопоставленный министр в правительстве. А Ави Маоза некоторые избиратели воспринимают, как «великого борца» за еврейский характер страны.

На одном из партийных собраний Маоз заявил: «Это только самое начало. Мы продолжаем двигаться вперед с новой силой, чтобы все больше и больше открывать душу нашей страны и встать стеной против всех тех, кто стремится осквернить ее».

Ави Маоз пришел в политику, чтобы возглавить перемены, и он не собирается идти на компромисс или менять направление. «Мы пришли за принципами, за идеологией, говорит он.  — У нас есть терпение. Даже если это займет время, даже если это будет шаг за шагом».

Мордехай Миллер, Источник: https://detaly.co.il, TheMarker, Д.Г., На снимке: Ави Маоз. AP Photo/ Maya Alleruzzo. В тексте: раввин Тау среди сторонников, Ави Маоз с Биньямином Нетаниягу.