В нашей недельной главе мы становимся свидетелями интересного диалога между Яаковом и Йосефом. Когда Йосеф привёл к Яакову своих сыновей, чтобы тот благословил их, то поставил старшего Менаше по правую руку от Яакова, а более младшего Эфраима — по левую руку. Но Яаков возложил свои руки так, что правая оказалась на голове Эфраима, а левая на голове Менаше; так он и благословил их.
Йосефу это не понравилось, и он сказал отцу: «Не так, отец мой, так как он (Менаше) первенец! Положи свою правую руку на его голову!» Но Яаков не воспринял эти слова и ответил: «Знаю, сын мой, знаю. Он [Менаше] тоже вырастет и тоже будет народом, но его младший брат будет выше, чем он!»
Известно, что у праведников, тем более у праотцов и у глав колен, не существует «ошибок». Тем более в случаях, когда Тора повествует о вещах, из которых следует учить указания для всех поколений. Из этого становится понятно, что Йосеф не ошибся, когда попросил Яакова положить правую руку на голову Менаше. Не вызывает никаких сомнений то, что правы были и Яаков и Йосеф, но это расхождение во мнениях между ними указывает на два различных пути в служении Всевышнему: с точки зрения Йосефа и с точки зрения его пути служения Всевышнему, есть преимущество у Менаше, поэтому он и являлся первенцем. Но с точки зрения Яакова, Эфраим, который младше, находился выше (на духовном уровне).
Объяснение всему этому находится в именах Менаше и Эфраима. Оба этих имени выражают чувства, которые образовались в сердце Йосефа от того, что он оказался в Египте. Имя «Менаше» было дано во имя того, что «дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего». Это имя выражает горечь Йосефа из-за того, что он находится вдали от своего естественного места в доме отца своего. А имя «Эфраим» выражает совершенно обратные чувства: «Ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего». Здесь уже Йосеф благодарит Всевышнего за ту выгоду, которая случилась у него именно в изгнании.
Таким образом мы имеем два вида чувств, которые наполняли сердце Йосефа. Вместе с тем, первое чувство преобладало в нём — постоянная память о «отчем доме»; его духовная работа выражалась в необходимости находиться постоянно в «отчем доме», даже когда физически он находился в Египте. Поэтому Менаше так дорог его сердцу. Но Яаков видел главное не в этом, а во втором подходе, который нашёл выражение в имени Эфраима — превратить тьму изгнания в свет. Поэтому Яаков считал, что духовный уровень Эфраима выше духовного уровня Менаше.
Два этих пути (в служении Всевышнему) должны найти выражение и у нас всё то время, пока мы находимся в изгнании. Еврей в первую очередь должен ощущать чувство горечи от изгнания и от того, что он находится вдали от Всевышнего, Отца своего. Еврей должен просить, не просто просить, а требовать немедленного возвращения в «отчий дом» — полного Избавления! В то же время еврей должен знать, что смысл изгнания в том, чтобы «плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего» — то есть освятить тьму изгнания при помощи Торы и заповедей и именно из самых тёмных мест изгнания большой свет, посредством «свечи заповедей и света Торы». И всё это до тех пор, пока не исполнится сказанное, что «ночь будет светить, как день».
Когда еврей находится в неудобном окружении, нельзя постоянно находиться только лишь в горечи и только и выжидать того момента, когда он сможет оттуда сбежать. Еврей должен использовать своё нахождение там для того, чтобы распространять там свет Торы, пока это место само не превратится в место Торы. Вот это и является настоящим предназначением изгнания.
В нашей недельной главе рассказывается о том, что Яаков позвал к себе Йосефа и попросил его, чтобы Йосеф не хоронил его, Яакова, в Египте. Далее говорится, что Йосеф пообещал отцу, что выполнит его просьбу. Но Яаков не ограничивается только просьбой, а просит чтобы Йосеф поклялся ему и Йосеф выполнил это. Почему же Яаков требует от Йосефа клятву? Он что, боится, что Йосеф нарушит своё обещание и не выполнит завет своего отца?
Ребе объясняет, что Яаков и Йосеф очень различаются в своей духовной работе. Уровень Яакова намного выше «Египта». Даже когда Яаков находился в Египте, он не жил с египтянами, а находился отдельно от них в земле Гошен. Даже в Египте он не страдал от изгнания. Наоборот, ему было очень хорошо. Тело Яакова не могло оставаться в Египте. Яаков требует (от Йосефа) клятву, что его (Яакова) тело не останется в Египте. Требует не просто вынести его из Египта, но даже не хоронить его в Египте на какое-то время, даже на самое короткое.
Йосеф — это нечто другое, противоположное. Йосеф действовал внутри Египта. Он был в изгнании. Всё то время, пока евреи находились в изгнании, Йосеф был с ними. Перед своей кончиной Йосеф заклинает своих братьев: «И кости мои поднимите отсюда». То есть, когда евреи выйдут из Египта, они должны забрать с собой тело Йосефа, но всё то время пока евреи находились в Египте, гроб с телом Йосефа находился там вместе с ними. Следуя своему духовному пути, Йосеф смог бы оставить тело Яакова в Египте всё то время, пока там находился еврейский народ, чтобы тот оберегал евреев в Египте. Яаков знал об этой черте Йосефа, поэтому он не удовлетворился просто обещанием, а потребовал от Йосефа поклясться.
Существует разница между клятвой и обещанием. Когда человек клянётся выполнить что либо, то он связывает себя с той вещью, которую он поклялся выполнить и потому эта вещь обязана быть выполнена в любом из случаев. Даже если на пути возникнут какие-то трудности или препятствия, человек обязан выполнить свою клятву, не принимая во внимание эти самые трудности и препятствия. Но если человек просто обещает что-либо, то это не гарантия того, что обещанная вещь будет постоянно «сидеть в голове» у обещавшего. Но когда человек клянётся в чём-либо, то он не относится к клятве с легкомыслием и постоянно помнит, что он должен выполнить клятву. Он знает, что клятва — это уже серьёзно!
Яаков хотел, чтобы его просьба не быть похороненным в Египте даже временно, была бы исполнена (Йосефом) в любом случае, даже если при этом возникнут трудности и без всяких там посторонних мыслей (со стороны Йосефа). Потому Яаков не удовлетворился просто обещанием (Йосефа) а потребовал у него клятву: «И вынеси меня из Египта». В наше время, когда мы находимся в последнем изгнании, даже если наше положение относительно благополучное, т.е. у нас есть материальный достаток. И даже наше духовное состояние находится в благополучии, то всё равно мы должны постоянно помнить о том, что именно сейчас мы обязаны требовать «Подними нас из Египта!» Требовать со всей силы, как клятву, немедленно выйти из изгнания. Состояние изгнания не подходящее для евреев! Мы должны подняться из него и двигаться в полное Освобождение!