В главе «Ваэра» рассказывается о начале десяти казней, которые обрушил Всевышний на Египет. Самое простое объяснение казням, что они являлись наказанием египтянам за то, что заставляли евреев тяжело работать и не позволили им уйти из Египта. Но кроме этой причины существует, как это упомянуто в Торе, более глубокая цель (этих казней): «И узнают египтяне, что Я Г-сподь, когда Я простру Мою руку над Египтом и выведу сынов Израиля из их среды!»
Египтяне во главе с фараоном не верили во Всевышнего, и казни предназначались, чтобы «ознакомить» их с тем, что у мира существует Творец и что силы Его огромны. Рабби Ицхак Абарбанель (один из величайших комментаторов Торы) объяснил, что фараон отрицал саму сущность Всевышнего, отрицал Б-жественное Провидение и Его возможности совершать чудеса, (изменяя при этом) естественный природный цикл. Казни же разрушили это фараоновское мышление во всех трёх вышеупомянутых параметрах: первые три казни доказали фараону существование Творца, следующие три казни доказали (фараону) существование Б-жественного Провидения и три последние казни показали фараону то, что Всевышний может совершать сверхприродные чудеса.
Но если присмотреться глубже к объяснениям казней, которые приводит Тора, то становится понятной ещё одна цель всех этих казней — сообщить еврейскому народу величие Всевышнего: «И чтобы ты рассказывал во услышание сына твоего и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтом и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и (чтобы) вы знали, что Я Г-сподь!» Из этого высказывания Торы следует, что казни египетские свершились так же и для (во имя) евреев. И как объясняет это РАШИ, что Всевышний насылает напасти на народы мира для того, чтобы это услышал еврейский народ и убоялся (гневить) Его.
Такой подход (Торы к причинам казней египетских) требует дополнительных пояснений: разве недостаточна первичная цель этих казней — наказать египтян и разрушить отрицание египтянами существование Всевышнего? Для чего же необходимо было искать ещё одну причину для казней, да ещё в том, чтобы этими казнями сообщить евреям о величии Всевышнего? Объяснением этому, по словам Ребе, служит цель всего мироздания. Говорят наши мудрецы что всё мироздание было «для евреев и для Торы». Поэтому и отдельные фрагменты мироздания, и всякие события, происходящие в мироздании, должны быть напрямую связаны с еврейским народом и Торой и приводить к извлечению (евреями) пользы из них. Поэтому недостаточной была причина простого наказания египтян; евреи должны были извлечь для себя пользу (которая выразилась) в особом уважении, которое испытывает Всевышний к своему народу и чтобы они (казни) увеличили в сознании евреев познание величия Всевышнего. Только в этом случае цель египетских казней была полной.
Похожую вещь мы видим так же в отрывке из Пророков, читаемом на этой неделе. В нём рассказывается о пророчестве Йехезкеля о той разрухе, которую навёл Всевышний на Египет. И здесь мы видим тот же мотив: «И узнают все жители Египта, что Я Г-сподь!» Но Всевышний не удовлетворяется только этим, а добавляет: «В тот день взращу величие для дома Израиля, а тебе дам откровение уст среди них; и узнают, что Я — Г-сподь!» И опять (на примере этого пророчества) мы видим то, что полным наказание египтян является только тогда, когда из этого была так же извлечена и польза для еврейского народа «И узнают они, что Я — Г-сподь!»
Жить вногу со временем – означает жить с недельной главой Торы. Все события года находят отражение в ближайшей к ним недельной главе. Также это актуально в отношении дней рождения и дней ухода праведников из этого мира. 24 Тевета — день ухода из этого мира Алтер Ребе, рабби Шнеор-Залмана, основателя ХАБАДа — приходится на неделю, когда изучают недельную главу «Ваэра». В этой главе есть намёк на деяния Алтер Ребе, на его учение и его духовную работу. Одно из имён Алтер Ребе «Шнеор» происходит от словосочетания двух ивритских слов: «шней» (два) и «ор» (свет). Смысл этого имени — «свечение». А недельная глава называется «Ваэра» — т.е. «раскрытие». Смысл этого названия напоминает нам действие света. Сам по себе свет не создаёт ничего нового. Он только освещает то, что уже было создано. Свет позволяет увидеть эти вещи и при помощи света раскрывается всё то, что уже существует: «Ваэра» («Раскрытие»).
Алтер Ребе зовут Шнеор — два света. Это имя намекает нам на два света: свет открытой части Торы и свет скрытой её части — то, что называется «хасидизм». Ребе Король Мошиах объясняет, что в главе «Ваэра» также есть намек на два света. Из букв слова «ваэра» (וארא) можно составить «ор алеф» (אור א) — «свет одного». Первые три буквы слова «ваэра» (ו, א, ר) составляют слово «ор» (свет) — и это намёк на открытую часть Торы, т.к. в этом варианте слово «свет» можно прочесть полностью. Последняя же буква слова «ваэра» — ״א״ («алеф») является начальной буквой слова «свет». Т.е. в этом случае слово «свет» как бы скрыто, и имеется намёк на него только лишь по первой его букве. И поэтому это намёк на скрытую часть Торы.
Алтер Ребе раскрыл в хасидизме направление ХАБАД. Он «спустил» хасидизм до уровня наших «мудрости, понимания и знания» (Хохма, Бина, Даат — начальные буквы этих слов составляют ХаБаД). Алтер Ребе разъяснил хасидизм таким образом, что каждый желающий может изучать хасидизм и понимать его своими мозгами. Алтер Ребе составил также и свод законов — «Шулхан Арух» — «Заповеди и их смысл». Он написал эти законы так, что каждый изучающий их не просто будет знать, как себя вести в различных жизненной ситуации, но так же будет и понимать смысл заповедей.
Особое преимущество Алтер Ребе заложено в его имени — Шнеор: он осветил как открытую часть Торы («Шулхан Арух»), так и её скрытую часть (хасидизм). В чём же заключается смысл света? Когда человек изучает что-либо и понимает своим мозгом то, что изучал, то для него изучаемое становится раскрытым и понятым. Изучаемое становится для него «освещённым». Это изучаемое им существовало и до того, как человек начал это изучать, но пока не начнёшь учить, не будешь знать, что это существует. А когда начинаешь изучать что-либо и понимать смысл изучаемого, то это становится для человека открытым — «Ваэра» (раскрылся).
Это и есть особая духовная работа Алтер Ребе: осветить каждого еврея двойным светом — открытым и скрытым. Он позволил Торе, которая существовала и до этого, раскрыться каждому еврею и стать понятной для него. Алтер Ребе повлиял на то, что каждый еврей может теперь изучать Тору и понимать её так, что она становится светом в еврейских глазах! История об Алтер Ребе.
##Суд над ребенком
Когда Шнеур-Залману исполнилось пять лет, казалось, что нет такой области Торы, в которой бы он не преуспел. Легко и быстро Шнеур-Залман находил ответы на самые трудные вопросы. Мальчику настолько легко давалась учеба, что он всерьез беспокоился о том, что не исполняет должным образом заповеди об изучении Торы. К восьми годам Шнеур-Залман составил комментарий к Торе – потрясающий своей глубиной и мудростью труд, в котором объединились учения величайших мудрецов предыдущих поколений.
Прошло два года, и однажды ночью мальчик увидел удивительный сон. Ему приснилось, что он сидит в маленькой комнате, примыкающей к молельному залу, погруженный в изучение Торы. Вдруг в комнату входит рабби Реувен Баал-Шем, известный каббалист и целитель, и зовет мальчика на суд. Войдя в синагогу, Шнеур-Залман видит, что за большим деревянным столом сидят облаченные в талиты трое евреев – судьи. Напротив стола стоят еще трое евреев. У них длинные седые бороды, одеты они в белые одежды, а лица их сияют Б-жественным светом.
Трепет охватил мальчика, когда он услышал слова главного судьи: “Трое мудрецов Торы, – Раши, Ибн Эзра и Рамбан, – призвали тебя на суд. Жалоба мудрецов состоит в том, что до сих пор их объяснения к Торе служили фундаментом для изучения Торы большинством евреев. Теперь же с появлением твоего комментария отпала нужда в их учении…”Услышав эти слова, мальчик очень испугался и заплакал, будучи не в силах произнести ни слова. Немного успокоившись, он пообещал сжечь всю свою работу до последнего листка. После этого мудрецы поочередно подошли к мальчику и, возложив ему на голову ладони, благословили его. “Тебе суждено открыть новый путь в служении Творцу, – сказали они, – и твое учение приобретет сотни тысяч последователей. Ты осветишь мир светом как открытой Торы, так и тайного ее учения. Из поколения в поколение евреи будут стремиться к этому свету. И да будет так до прихода Мошиаха.”
Проснувшись, Шнеур-Залман почувствовал страх и растерянность. Он не знал, как ему поступить. Весь день мальчик провел в посте, молитвах и чтении псалмов. Но сон повторился еще дважды. Шнеур-Залман решил, что должен выполнить обещание, и рукописи были брошены в огонь. Мальчик, ставший впоследствии известным как Алтер Ребе сдержал свое слово, а мудрецы сдержали свое. “Шулхан Арух Арав”, который рабби Шнеур-Залман составил в 25 лет, и книга Тания, фундаментальный труд учения Хабад, которую он написал уже будучи главой тысяч хасидов, действительно раскрыли миру новый Б-жественный свет и подготовили путь для прихода Мошиаха.