Традиционная музыка бухарских евреев

23 февраля в Иерусалиме, в рамках работы 23-го съезда Всемирного Конгресса бухарских евреев состоится конференция по шашмакому. Предлагаем вашему вниманию доклад ученого-музыковеда профессора Шломо Тахалова о музыкальной культуре бухарских евреев.

Музыкальное наследие бухарских евреев представляет собой богатый культурный пласт, равноправно входящий в музыкальную культуру народов Востока. В течение столетий, в процессе формирования, музыкальное творчество значительно обогатилось, развивая формы музицирования, дошло до высокого профессионализма, что привело к разнообразию песенных и инструментальных жанров и форм, которые выкристаллизовались в творчестве многих поколений замечательных певцов и музыкантов.

     В традиционной музыке бухарских евреев, как в аналогичных формах музыки других народов Востока, различаются два крупных пласта: фольклорное творчество и профессиональное музыкальное искусство. Каждый из этих пластов характеризуется разнообразием жанров, форм и тематики.

     Анализ музыкального фольклора показывает нам обилие разнообразных жанров, проявляющихся в различных формах. Например, обрядовые песни, исполняемые в определенное время, в определенном месте, и при определенных обстоятельствах, то есть – сопутствующие определённому обряду. Есть и фольклорные инструментальные мелодии, и песни, которые исполняются свободно, в любое время, при любых обстоятельствах. Далее – религиозные песнопения «ширей кодеш» – святые песни, исполняемые в синагогах и дома, в субботу и в календарные праздники – Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Суккот, Симхат Тора.

     Одно из крупных пластов музыкальной культуры бухарских евреев – это искусство певиц-танцовщиц: бухарский жанр Созанда. Характерно и то, что наша традиционная музыка, наряду с фольклором, в своем наследии имеет большое разнообразие профессиональных циклических инструментальных и вокальных пьес, не входящих в Шашмаком. Не вдаваясь в жанровые особенности немакомной профессиональной музыки, отметим: ведущий жанр, своеобразная его квинтэссенция – это макомы, в частности – Шашмаком.

     Следует отметить, что музыкальная культура бухарских евреев теснейшим образом связана с культурой узбеков и таджиков, в частности – с населением Бухары. Она едина в своих исторических истоках, и на протяжении многих столетий культура этих народов развивалась в тесной взаимосвязи. Отсюда общность как всех жанров народной и профессиональной музыки, так и народного инструментария. В этом плане Шашмаком является своеобразным символом узбекской, таджикской и, в равной мере, бухарско-еврейской профессиональной музыки устной традиции.

     Профессионализм в музыкальном искусстве Бухары занял прочное место уже в прошлом тысячелетии. Об этом свидетельствует разновидность циклических инструментальных и вокальных произведений. В этой сфере Шашмаком является одним из величайших творений народов Бухары.

     Характерной чертой макомов, отличающих их от других жанров традиционной музыки, является их масштабность и многочастность их построения.  Шашмаком достиг апогея масштабности и совершенства. При этом он отличается мелодичностью, лиричностью, обилием орнаментальных украшений и особенностями ритмических соотношений. Как квалификация макомов в определенных ладах, Шашмаком является одним из ведущих жанров, входящих в систему «макомата» народов Востока. Шашмаком всегда отождествляли с понятиями мудрость, красота и совершенство.

     Бухарский Шашмаком состоит из системы шести макомов-ладов: «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Ирок». Каждый из этих макомов подразделяется на два больших раздела: Инструментальный – «Мушкилот» и  вокальный – «Наср». Инструментальный раздел каждого макома состоит пяти частей: «Тасниф», «Тарже», «Гардун», «Мухаммас» и «Сақил» – законченных пьес, отличающихся друг от друга определенными мелодическими и метроритмическими свойствами построения.

     Вокальный раздел макомов демонстрирует поразительное богатство произведений и разнообразие форм. Если идти от целого к частному, вокальный раздел делится на четко обозначенные подразделы – «Шобъе». Принцип организации шобъе регулирует его внутреннюю направленность и определяет своеобразие каждой из групп. Отсюда, вокальные части макомов делятся на две группы Шобъе.

     В первую группу шобъе входят части «Сарахбор», «Талкин», «Наср». Этим частям свойственна лиричность, масштабность построения, мелодии широкого диапазона (до двух и более октав), характерный метроритм, и особенность усулей. Каждое из этих произведений обязательно имеют свои «Тарона» – песни весьма разнообразного куплетного строения, с различными ритмическими построениями, которые образуют микроцикл.

     Вторая группа шобъе – «Савт» и Мугулча» имеют свои составные части: Талкинча, Кашкарча, Сокинома и Уфар. Базируясь на единой мелодической основе, они повторяются в разных метроритмических преобразованиях и формируют единый цикл. Все это показывает сложность цикла макомов и многослойность их композиции.

     Из глубины веков дошли до нас макомы, как определенная система канонов. Канон – қонун, закон, правило, норма. Каноническими факторами Шашмакома являются: 1) Лад  –  ладовое строение; 2) Ритм – Усуль – ритмические основы; 3) Формообразование – композиция, строение макомных произведений.

     Структурой и образно-мелодической основой макомного цикла является Лад. Он несет в себе образно-эмоциональную характеристику. Уровень конкретности ее таков, что дает возможность различать его тончайшие отметки. Основа развития здесь не тема и не мелодия, а ладовые попевки. Отсюда, структура макома строится на ладовых закономерностях, и в этом плане Шашмаком реализуется как самораскрытие Лада.

     В восточной традиционной бесписьменной музыке, особенно в пласте профессиональном, строение лада непосредственно связано со звукорядом народных инструментов. Ибо инструмент – детище музыкальной практики, отражение объективных закономерностей и традиций. Исходя из ладового строения макомов, мастера Шашмакома создали инструмент танбур. Действительно танбур своеобразное воплощение, символ ладовой системы макомов. Исследуя музыкальные инструменты Узбекистана, профессор Виктор Беляев пишет: «Изучение танбура и точное определение его звукоряда невозможно без изучения классической узбекской музыки в целом».

     Еще одно историческое сведение о танбуре. Один из величайших ученых-мыслителей средневекового Востока, Абу Наср аль-Фараби, живший в 9-м веке, в своей книге «Китаб аль музики и аль Кабир» («Большая книга о музыке») пишет: «Хорасанский и багдадский танбуры, взяты из бухарского танбура». Это высказывание доказывает нам древность формирования жемчужины нашей музыки – Шашмакома.

     Поэтическая основа Шашмакома – этого монументального произведения – это большая научная проблема, которая, к сожалению, почти не изучена. История исследования Шашмакома, а также изучение средневековых трактатов показывает, что ритмической основой мелодики Шашмакома является метрика стиха, которая строится на закономерностях сложившихся под влиянием поэтических норм системы «Аруз».

     Исходя из этого, в подборе поэтических текстов вокальных частей макомов приняли участие многие поколения замечательных певцов и музыкантов. В результате их кропотливого труда Шашмаком приобрел поэзию, достойную этого прекрасного музыкального искусства. И, благодаря Шашмакому, сохранились многие образцы поэтического творчества.

     Стихотворными текстами вокальных разделов Шашмакома служат стихотворения классиков Восточной поэзии: Хафиза, Саади, Бедила, Хилоли, Джами и других, а также газели бухарско-еврейских поэтов Шохина Ширази, Шимуна Хахама, Ильяса Малаева, Рушеля Рубинова, Нисана Ниязи и др. В песнях «Тарона» используются образцы народной поэзии.

     Одним из важнейших организующих параметров и главных выразительных средств нашей монодической музыки является Усуль. Усуль (от арабского «асл» – основа, принцип) – ритмическая формула, выдержанная в произведении. Он может быть явным (исполняемым на ударном инструменте) или скрытым (подразумеваемым, как ритмическая пульсация мелодии). Усуль – это основа, на базе которой возникают разнообразные пласты ритма.

     Наряду с ладовой и ритмической организацией в макомах основополагающим являются также и принципы формообразования, то есть структура мелодического построения частей макомов. Важным формообразующим принципом инструментальных частей Тасниф, Тарже, Гардун, Мухаммас, Сакил – является чередование «Хона» и «Бозгуй». В частях Мушкилота темы «хона» наделены важным определяющим значением по отношению к форме. «Хона» развивает музыкальную ткань варьирует исходное мелодическое построение и расширяет тематический материал.

     Основной принцип мелодического формообразования вокальных частей опирается на последовательность четырех этапов: даромад, миёнхат, дунаср и намуд. Мелодика становление частей вокального раздела макомов подчиняется определенным закономерностям мелодического развития. Если первые три этапа – даромад, миёнхат и дунаср проявляют основу формы, связанной с ладоинтонационной системой данного определённого макома, то намуды – качественно новую кульминационную стадию, представляющую модуляционную сферу – выход в другие макомы.

     Конструктивным элементом, скрепляющим форму основных частей вокального раздела макомов является Супориш или Фуровард (букв. спуск) Он выполняет роль своеобразной коды, возвращает мелодию в исходный регистр. Супориш также выполняет связующую роль в переходах от одной части к другой.

     Обобщая все сказанное выше, можно отметить, что в освещении канонических основ макомов сочетаются два встречных метода. С одной стороны – описание относительно самостоятельных ладов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, ритмов-усулей – Тасниф, Тарже, Гардун, Мухаммас, Сакил, Сарахбор, Талкин, Наср, Савт, и композиционных принципов: хона, бозгуй, даромад, миёнхат, дунаср, намуд, супориш; с другой – рассмотрения их перекрестных связей (лада-ритма, ритма-формы, формы-лада; или лада-формы – ритма) и их взаимообусловленности. Этот метод в прошлом позволял нам создать концепцию макомов.

     Известно, что музыкальная культура развивается при наличии исполнителей, и если музыканты талантливы и щедро одарены, то музыкальная культура, развиваясь и обогащаясь, достигает высокого уровня. Деятели музыкальной культуры народов Узбекистана и Таджикистана, развивая свое искусство, подняли его на небывалую высоту, и возвели в ряд выдающихся культур народов Востока.

     Среди общего числа носителей следует отвести достойное место и бухарским евреям. Развивая и обогащая фольклор, профессиональную музыку и Шашмаком, благодаря своим незаурядным способностям и мастерству, они вошли в историю музыкального искусства Средней Азии.

     Отметим, что в традиционной музыке, исполнение одновременно считается актом созидания. Великие ученые средневековья – Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина и их последователи рассматривали созидание (творение) и исполнение, как единое целое. Творческое начало созданной мелодии и её исполнение они рассматривали, как высшую ступень мастерства, достигаемую музыкантом на особой стадии практического познания музыки. Если это так, то бухарские евреи своим созиданием и превосходным исполнительским мастерством принимали тесное участие в формировании и развитии данной музыкальной культуры. И это дает нам право отнести это музыкальное наследие в равной мере и к узбекам, и к таджикам, и к бухарским евреям.

     Среди превосходных мастеров нашей музыкальной культуры следует отметить выдающихся корифеев макомного исполнения. Это Борух Калхот, Ёсеф Гургов, Давид Иноятов, Леви Бабаханов (Левича). Все они своим превосходным мастерством подняли искусство исполнения Шашмакома и других жанров музыки на небывалую высоту.

     Следует отметить, что 1880 – 1890-х годы английская фирма «Граммофон» записала множество песен в исполнении известных певцов-шашмакомистов – Боруха Калхота, Иосифа Гургова и Давида Иноятова на грампластинки. Матрицы этих пластинок бережно хранятся в этнографическом музее Лондона. В 1909 году граммофонная фирма «Пишущий Амур» в исполнении Левича-хофиза записала на тридцати грампластинках циклические произведения Шашмакома. По решению Совнаркома Бухарской республики, вокальные и инструментальные разделы Шашмакома в исполнении Леви Бабаханова и его учителя Ота Джалола Насырова, были записаны на ноты композитором В.А. Успенским и изданы в 1924 году.

     Важно отметить и то, что в развитии и пропаганде музыкальной культуры бухарских евреев, узбеков, таджиков огромную роль сыграли семейные кланы наших корифеев. Среди прославленных творческих кланов были Бабахановы, Толмасовы, Бараевы, Муллокандовы, Давыдовы, Борух Зиркиев и многие другие.

     Послевоенный период стал очередной знаменательной вехой в развитии этого древнего искусства. Большая масса самородных певцов влилась в созвездие талантов. Обучаясь у прославленных мастеров, многие не только сумели достичь определенных высот в этом искусстве, но и обогатить его новыми оттенками.

     Например, в Таджикистане, наряду с певцами макомистами Бобокул Файзулаевым, Фазмеддином Шахабовым, Шоназар Сохибовым, пользовались популярностью прославленные певцы Нерьё Аминов, Барно Исхакова, Шоиста Муллоджанова, Мехри Исхакбаева, Лола Баракаева, Софа Бадалбаева и другие.

     В Узбекистане, наравне с популярными певцами – Расулкори Мамадалиевым, Фаттохон Мамадалиевым, Орифом Хатамовым и Орифом Алимахсумовым, были популярны и любимы Берта Давыдова, Исхак Катаев, Авраам Толмасов, Эзро Малаков, Мухаббат Шамаева, Дони Бабаев и многие другие.

Сулейман Тахалов (Израиль), профессор