Бухарские евреи – одна из этнических групп еврейского народа, которая проживала в Средней Азии. На протяжении многих веков Средняя Азия входила в Персидскую империю. В древние времена на этих землях существовали различные государственные образования, такие как Парфия, Бактрия, Согда, Хорезм, Маргиана. После распространения ислама евреи и христиане, как «народы книги», были защищены законами Омара (8 век). В то же время они платили дополнительные налоги и ограничивались в правах.
В средние века в Средней Азии существовали процветающие еврейские общины. Так, Беньямин из Туделы (Испания) в 1170 году отмечает большое количество евреев в Самарканде, Хиве, Газни и других городах. Позже Средняя Азия входила в состав Монгольской империи, а в 14-15 веках – в империю Тамерлана.
С 16-го – до середины 19 веков большая часть территории Средней Азии принадлежала Бухарскому ханству, образовавшемуся в 1500 году. Поэтому евреи Средней Азии получили название «бухарские», и говорили на своём самостоятельном языке, в науке называемом «еврейско-таджикским». Язык бухарских евреев (форси-бухори) относится к группе диалектов персидского языка. В 16-19 вв. известными еврейскими поэтами Бухары и Самарканда были: Ходжаи Бухори (16в.), Фаттохи Джухуд (17в.), Элиша бен Шмуэль – Рогиб (17в.), Ёсеф бен Исхак Яхуди (18в.), Ибрахим ибн Абулхайр (18в.), Шимон Хахам (19в.), Шломо бен Пинхос Бободжон (1843-1928), Ёсеф бен Исхак Кори (1843-1939), Элиша бен Якуб Балхи (1845-1933), Авраам Аминов Талмуди (1857-1939) и другие.
Во второй половине 19 века Россия захватила большую часть Средней Азии и в 1867 году образовала Туркестанский край в составе Российской империи. После образования Советского Союза (1922), в Средней Азии было создано пять республик: Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизия. Бухарские евреи оказались преимущественно в Узбекистане и Таджикистане. В настоящее время большинство бухарских евреев проживает в Израиле и США. В конце 20 – начале 21 веков общины бухарских евреев образовались в Канаде, Австрии, Германии.
Алия бухарских евреев началась в конце 19 века. В Эрец Исраэль переехало 1500 евреев из Средней Азии. К 1890-му году они построили свой квартал в Иерусалиме «Шхунат бухарим». На тот момент это был самый красивый и роскошный квартал в Иерусалиме, в котором до настоящего времени сохранились дома, представляющие архитектурную ценность. В 1930-е годы началась новая алия бухарских евреев, которые нелегально бежали от коммунистического режима. С 1922 по 1939 годы около 4000 бухарских евреев через Афганистан и Иран переехало Эрец Исраэль.
В период 2-й мировой войны, с 1939 по 1945 годы, около 15 тысяч бухарских евреев были призваны в ряды Красной армии. Почти половина из них погибла на полях сражений с нацистами, многие вернулись инвалидами. С 1941 по 1944 годы из России, Украины, Беларуси, Молдовы в республики Средней Азии эвакуированы сотни тысяч людей. Среди них большое количество ашкеназских евреев, многих приняли в своих домах бухарские евреи.
После окончания войны Советская власть обвинила еврейских лидеров в религиозной сионистской пропаганде и заключила в тюремные лагеря. Лишь после смерти И.Сталина (1953) началась реабилитация жертв политических репрессий. Однако религиозная и культурная жизнь бухарских евреев была ограничена и контролировалась властями.
В 1972 году в политике СССР произошло послабление по отношению к евреям. Под давлением США и забастовок еврейских активистов Москвы, Ленинграда и Тбилиси «железный занавес» приоткрылся, но уже к 1980 году выезд евреев из СССР был приостановлен. В тот небольшой период из республик Средней Азии выехало примерно 12 тыс. бухарских евреев. Евреи выезжали, несмотря на войны, которые вел Израиль с арабскими странами.
Большая алия 1990-х годов привела к исчезновению еврейских общин в Узбекистане и Таджикистане. В Самарканде, Ташкенте, Бухаре закрылись еврейские школы, йешивы, детские сады. В настоящее время в этих городах осталось всего по несколько семей. В Самарканде, Коканде и Бухаре сохранились еврейские дома и синагоги, представляющие архитектурную ценность. Фонды, созданные бухарскими евреями в Израиле и США, занимаются благоустройством еврейских кладбищ в городах Средней Азии.
К моменту объявления независимости Израиля в 1948 году здесь проживало 6 тысяч бухарских евреев, что составляло более 1% от общего населения страны. Бухарские евреи жили в Иерусалиме, Петах-Тикве, Афуле, в южном районе Тель-Авива: «Шхунат Шапиро» и «Флорентин». В настоящее время в Израиле примерно 150 тыс. бухарских евреев. Наибольшая численность – в Тель-Авиве, Иерусалиме, Ор-Иегуде, Рамле, Петах-Тикве, Холоне. Бухарским евреям принадлежит 140 синагог. Среди общественных организаций самая значительная – Всемирный конгресс бухарских евреев, во главе которого известный благотворитель Леви Леваев. Бухарские евреи были министрами и депутатами Кнессета: Хай Исахаров, Рафаэль Пинхаси, Гидеон Саар, Амнон Коэн, Юлия Шамалова, Роберт Илатов и др.
Самая многочисленная диаспора бухарских евреев сформировалась в США (60 тыс. чел.). В Нью-Йорке проживает 50 тысяч, в основном, в Квинсе и Бруклине. В Канаде около 200 семей бухарских евреев (в основном в Торонто). Третья по численности община бухарских евреев образовалась в Вене (около 3 тыс. чел.). Небольшая община бухарских евреев сформировалась в Германии – Ганновере и Дюссельдорфе. В России бухарские евреи живут с начала 20 века. Туда приезжали купцы для коммерческой деятельности. В Советский период несколько семей бухарских евреев переехало в Москву. В настоящее время в Москве более 100 семей, по несколько семей есть в Санкт-Петербурге, Ульяновске и других городах России. Бухарские евреи живут также в Мельбурне (Австралия), Буэнос-Айресе (Аргентина), Париже (Франция), Лондоне (Англия).
Маркиэл Фазылов, на фото иллюстрации