Взгляд со стороны

Евреи Таджикистана.

Первые евреи появились на территории нынешнего Таджикистана (предположительно в Гиссаре) в 17-18 веках. В 20 веке к ним прибавились евреи-ашкеназы, приехавшие в советские времена. В 1959 г. еврейское население Таджикистана составляло 13, 4 тысячи человек.  К 1989 году   она   сократилась до 11 тысяч.  В конце 1980-х – начале 1990-х гг.  в связи   с общей   нестабильностью (в 1992-1997 гг. в стране шла гражданская война) большинство евреев покинули Таджикистан.  В настоящее время в Душанбе проживает несколько семей евреев.

      Единственным еврейским общественным институтом, действовавшим в советский период, были   синагоги в Душанбе и Худжанде. Ныне в республике действует   синагога в Душанбе.  Синагога в Худжанде была закрыта в 1999 г.  В конце 1980-х годов в Таджикистане были зарегистрированы две еврейские общественные организации: Общество друзей еврейской культуры «Хаверим» (позже – Еврейский культурный центр) и Религиозная община евреев Таджикистана. После убийства в 1998 г. руководителя ЕКЦ «Хаверим» Миерхая  Гавриэлова  центр  прекратил  свое  существование. В 2003 г. возникло новое общественное объединение евреев Таджикистана – организация «Ахдут» (Единство). 

    С начала 1990-х годов центром общиной жизни евреев в республике становится «Религиозная община евреев Таджикистана», созданная на базе душанбинской синагоги. В 2009 году была разрешена многолетняя проблема со зданием синагоги в Душанбе, обострившаяся после сноса старого здания в июне 2008 года.  Известный   банкир и филантроп, глава «Ориенбанка» Хасан Асадуллозода передал на долгосрочное пользование общине под синагогу особняк в центре города. 

     Благотворительную помощь общине оказывает Фонд «Таджикистан» (Нью-Йорк), на средства которого осуществляется благоустройство еврейского кладбища. В прошлом периодически оказывали помощь Евроазиатский еврейский Конгресс, Конгресс бухарских евреев России (Яков Левиев), частные лица (бизнесмен Илья Хасидов) и другие. Многие годы помощь нуждающимся оказывает «Джойнт». В августе 2005 г.  при общине открылись курсы иврита. При синагоге   много лет работала созданная и финансируемая гражданином Украины Николаем Базановым гуманитарная   столовая, в которой обедали до 30 человек ежедневно.

    Дипломатические отношения между Таджикистаном и Израилем были установлены в 1992 г.  Должность посла Государства Израиль в Таджикистане с 2008 г. занимал по совместительству посол в Армении и Туркменистане Шеми Цур. В Душанбе имеется офис «Сохнута» по вопросам репатриации.  

     Генераторами антисемитских настроений в республике являлись: оппозиционная исламистская «Партия исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) и подпольная   исламистская организация «Хизбут Тахрир».  Во время операции ЦАХАЛа «Литой свинец» в секторе Газа в январе 2009 года ПИВТ выступила с несколькими   резкими заявлениями в адрес Израиля. Партия также пыталась организовать в Душанбе антиизраильскую демонстрацию, но она была запрещена властями.  

     Таджикская автономия со столицей в г. Бухара с 1924 года была в составе Узбекистана. В 1929 году по указу Москвы создана самостоятельная республика. После установления советской власти бухарские евреи назначались на высокие посты в первых правительствах Таджикистана. Так, Илья Левиев был секретарем Верховного Совета Таджикистана.  В конце 1930-х годов Зина Кураева была избрана на пост депутата Верховного Совета СССР.  В это же   время   немало бухарских евреев было избранно на посты депутатов Верховного Совета Таджикистана. 

      С образованием Таджикской ССР (1929) тысячи бухарских евреев были направлены туда из Ташкента, Бухары и Самарканда, как работники органов государственной власти. Известным писателем и поэтом был Мордехай Бачаев (Мухиб), кинорежиссёром – Бенсион Кимьягаров.  Прославились   певцы и музыканты Рафоэль  Толмасов,   Яхиэль  Сабзанов,   Авнер  Муллокандов,  Нерьё  Аминов,  Сулейман  Юдаков (написал  гимн  Таджикистана),  Барно  Исхакова,  Шоиста  и  Леви  Муллоджановы  и  другие. 

    В Таджикистане работали ученые: Соро Юсупова – профессор-геолог, академик АН Тадж.ССР, заслуженный деятель науки, зав. кафедрой минералогии и петрографии гос. университета. Якуб Калонтаров – известный филолог, лингвист и этнограф, Михаэль Занд – известный филолог-востоковед, профессор, А. Спектор – доктор филологических наук, Иосиф Мошеев   – доктор филологических   наук, профессор Душанбинского   пединститута им.   Шевченко (ныне им.  Айни), заведующий   кафедрой.  А. Михайлов   – профессор, зав.кафедрой методики преподавания иностранных языков Ленинабадского пединститута (ныне Ходженский Государственный Университет им. Гафурова).

     У историков и этнографов Таджикистана до недавнего времени не было точных данных о том, когда и откуда прибыли евреи в Худжанд.  Историк А. Юсупов в Центральном госархиве Таджикской ССР нашел документ «Список евреев, проживающих в г. Худжанде, с указанием   семейного положения и времени их прибытия в Худжанд».  Этот материал проливает свет: первые евреи Бухары прибыли в Худжанд в 1803 году.

      В начале 19 века правитель Худжанда просил Бухарского хана направить в город несколько специалистов по крашению.  В городе развито шелководство, ткачество, а специалистов по крашению тканей не хватает.  В Бухаре этим делом занимались евреи.  Они же были монополистами по ввозу красителей (главным образом из Индии) и по продаже их местным кустарям.  По ханскому приказу несколько евреев были направлены   в Худжанд.  Они прибыли в город и открыли   мастерские по окраске пряжи в синий цвет холодным способом «кабудгари» в Рязанской   и Калиновской кварталах.    

     Синагога в Худжанде была построена в 1832 году на месте приобретенного у Мирсидика Мирсаидбаева сарая – нынешнее здания   городского «Худфонда». Судьба этой синагоги такова: в 1937 году здание её было передано методическому кабинету народного образования.  В 1951 году оно было переоборудовано и приспособлено под электрическую мельницу, а уж позднее, в 1958 году на её месте построено теперешнее здание «Худфонда».

    Первые еврейские семьи, которые прибыли в Худжанд из Бухары в 1803 году, поселились в квартале «Бозори хезум» Раззакской части города, затем в 1828 г.  в Калаинауской части Худжанда.  В 1843 г. евреи прибыли из Сабиза (Шахрисабза). Они покупали дворы в кварталах Чакари Ахмадхан, Чукурчикон и Мулло, и ларьки на базаре Чоршанбе.   В 1844 году несколько семей прибыли из г. Самарканда и поселился в квартале Калиновской части. В 1850-1860-е годы евреи из Бухары и Шахрисабза переселились в Худжанд и жили в квартале «Мулло» и «Бозори хезум» Раззакской части города.

     С самого начала своего поселения в Худжанде отдельного еврейского   квартала   не было.  На основе архивных   данных, характеризующих этнический состав населения Ходжентского уезда (в тот период в составе Самаркандской области Туркестанского края России), в 1871 году в самом городе проживали всего 250 евреев, из них мужчин – 190, женщин – 60, а в Ура-Тюбе – 67 человек (мужчин – 61, женщин – 6).  Всего в Ходжентском уезде   проживало 317 человек.  По данным 1916 года из 41299 человек, проживавших в Ходженте, евреи составляли примерно 1%.

     В Унджинской волости в том же году проживали трое евреев, а в Исфанейской волости – 6 евреев. Имеются данные   по численности евреев за тот   период    по Ура-тюбинскому участку.  В 1886 году в городе Ура-тюбе числилось 11 евреев.  В 1887 году – всего четверо.   В 1894 – семь человек.  Всего в Самаркандской области, куда входил Ходжентский уезд, в 1897 году насчитывалось 6000 туземных евреев.

    Евреи, принудительно принявшие ислам (чала), старались покинуть Бухару и вернуться в свою веру. Например, мулло Полвони Чала переселился в   Худжанд из Бухары. Позднее бухарско-подданные евреи прибыли из Самарканда – Юсуфи Савдогар и Бароти Чала. Последний стал владельцем шелкомотальной фабрики в Худжанде.  Жили они обособленно, невест   привозили из Бухары. Уже в 1903 г.  в рапорте начальника Ходжентского уезда на имя Туркестанского генерал-губернатора сообщалось, что евреев-чала в Хадыженском уезде нет.

    Раввин еврейской общины Ходжента Сулейман Исхаков в рапорте на имя начальника Ходжентского уезда в 1887 г.  сообщает, что метрических записей о браках не ведется, и   никогда не существовало. После Октябрьской   революции часть евреев, переселилась в Самарканд, другая – в Ташкент.  В 1930-е годы 20 семей евреев Ходжента   переселились в Душанбе.

    Среди евреев Худжанда были богатые предприниматели, владевшие хлопкоочистительными предприятиями, магазинами, торговавшими мануфактурой. Адрес-календарь 1898 года отмечает, что Пинхасов И.,   Исакбаев Бурибой (торговля хлопком) живут в Ташкенте, а Мавашев Якуб   в Самарканде, и что торговля мануфактурой в Худжанде была сконцентрирована главным образом на Пайшанбинском базаре. 

    Наиболее распространенным занятием среди евреев Худжанда   было красильное ремесло – 16 дворов специализировались в крашении (рангуборчи).   Большинство   мастерских по изготовлению красок принадлежало евреям. Эти мастерские располагались в кварталах Пули Чумкур (мастерская Мулло Бобо), Румон, Калаи Нау (Шахмуровы), Раззак (мастер Шолом), Сари Баланди (мастер Або), Гузарчаи Кози (мастерская мастера Моше), а также в кварталах Гузари Охун, Тубахон, Джонбахорон и других.

Часть евреев занималась ремонтом и налаживанием швейных машин. Евреи изготовляли вино, использовавшееся для своих собственных праздников и обрядов, кроме того они изготовляли спиртные напитки (арак).

В 1979 г. в Ленинабадской области проживало 726   евреев, по переписи 1989 г.  – 614 человек. Ныне еврейская община не существует.

Пайвонахон Джамшедов (Таджикистан), доктор филологии