Квартал бухарских евреев в Иерусалиме

     В 1880-е годы несколько бухарских евреев купили земельные участки в квартале Нахалат Шивьа и его окрестностях, построили там дома, синагоги и магазины. В тот период продолжалась репатриация  из городов Средней Азии. В 1889 г. оттуда в Иерусалим прибыло несколько больших караванов. В одном из караванов было около 200 человек, среди них несколько уважаемых и богатых бухарских евреев.

     Эти олимы решили объединиться для создания своих религиозных и благотворительных учреждений. В месяце элул 1889 г. была организована бухарско-еврейская община Иерусалима под названием «Общество Ховавей Цион (любителей Сиона) из святой общины Бухары и её окрестностей». Это общество поставило перед собой цели: создание бейт-кнесета и талмуд-торы для членов общины, поддержку бедных религиозных деятелей и создание «дома для приема гостей».

     Спустя девять месяцев (сиван 1890) члены общины предложили расширить цели «Общества Ховавей Цион», они включили в его задачи строительство жилых и общественных зданий. Тогда олимы впервые высказали своё намерение приобрести землю для строительства в Иерусалиме. Был избран Ваад в составе пяти человек, а под документом, определившим задачи общины, подписались 32 её члена.

     Основатели квартала надеялись, что начнется заселение бухарских евреев в Иерусалиме. Они также знали, что без помощи своих собратьев, проживавших в Средней Азии, они не смогут реализовать идею создания большого квартала. Поэтому, как только образовалось это общество, были разосланы обращения     к руководителям общин городов Средней Азии. В нем основатели квартала описывают заселение собратьями  Иерусалима, рассказывают о создании Ваада и её задачах,  просят о материальной помощи в строительстве квартала.

     Сразу же после обращения начался сбор средств для покупки земли. В течение полугода в общество Ховавей Цион записалось 69 членов. Они купили 105 участков на северо-западе Иерусалима. Общая площадь участков составила около 64 дунама. Был опубликован устав общества по руководству квартала и  строительства зданий, и роздан каждому её члену.

     Новый квартал получил название Реховот (Просторы), взятое из Торы (Брешит 26, 22).  Это название относится к одному из колодцев, вырытых Ицхаком, в знак благодарности Всевышнему, расширившему границы проживания евреев.

     С согласия большинства членов общины Ваад был расширен до семи человек. Ваад собирался раз в месяц для обсуждений текущих вопросов и задач, связанных со строительством и финансовой деятельностью общины. Ежегодно на деньги общины Ваад обязался застраивать не менее 10 участков. В уставе определялся порядок распределения расходов и доходов между членами общины, и предусматривалась помощь тем её членам, которые не могли полностью оплатить стоимость строительства.

     В уставе обращалось особое внимание на внешний вид квартала и его озеленения. Определялась ширина улицы – 10 м. и ширина переулка – 5 м. Это были самые широкие улицы в новых кварталах того периода, строившихся в Иерусалиме. Специальные пункты устава касались поддержания чистоты.

     После приобретения земли и распределения участков усилия основателей квартала были направлены на его строительство. Ваад направил письма    евреям Средней Азии с призывом приезжать и поселяться в Иерусалиме, и содействовать строительству квартала.

     В ноябре 1892 года члены Ваада собрались вместе с членами общины, чтобы обсудить развитие квартала. Они отметили, что строительство продвигается медленно. Основатели опасались, что план строительства не осуществиться. Чтобы облегчить вступление новых членов в общество, члены Ваада решили уменьшить сумму членских взносов и облегчить правила строительства. Теперь разрешалось строить здания по своему желанию, а не по заранее продиктованному плану. В устав были внесены соответствующие изменения.

     Так среднеазиатские евреи стали пионерами европейской застройки в Иерусалиме. Товарищество застройщиков стало называться «Хеврат Реховот».  Первым новоселом квартала стал рав Шломо Мусаев, въехавший в свой дом в 1894 году. В том же году была открыта и первая синагога квартала, получившая название «Бейт-кнесет Мусаев». Тогда же для разработки плана дальнейшего строительства был приглашен германский архитектор Конрад Шик, живший в Иерусалиме. В своем письме в Британский фонд по изучению Палестины  К. Шик отметил, что дома в квартале были построены хорошо, и что к тому времени в этом районе жило уже 40 семей бухарских евреев.

     Следует отметить, что среди бухарских евреев Иерусалима были не только богатые люди, но и бедные, которые жили на средства, поступавшие от евреев Средней Азии.  В 1897 году всего через шесть лет после основания квартала, там уже было 179 квартир, три бейт-кнесета, талмуд-тора и йешива.

     Первый этап строительства был успешно завершен. В 1898 году «Хеврат Реховот» решило построить 25 дешевых единиц жилья для малоимущих семей. Очевидно, в результате этой инициативы в центре квартала был застроен участок в три дунама, являвшийся собственностью общины. На этой территории было построены пять синагог, а позднее и йешивы. Там же была открыта бухарская талмуд-тора. В северо-западной части этой территории было открыто несколько лавок. В центре участка был большой колодец, снабжавший водой жителей близлежащих домов. Были проложены дороги внутри квартала и дорога, связавшая квартал с центром Иерусалима.

     К началу 20 века Бухарский квартал стал большим и обустроенным и считался роскошным кварталом Иерусалима. Он привлекал новых репатриантов из Средней Азии, продолжавших прибывать туда вплоть до Первой мировой войны.  В 1902 году семья Софиева решила построить большой дом для Ваада общины. Тогда же вдоль улиц были посажены деревья, что украсило квартал.

     В первое десятилетие 20 века построен ряд роскошных зданий: Дворец семьи Ягудаевых; дом Давыдова, где в дальнейшем разместилась Еврейская гимназия; дом Мошеева – самый большой дом квартала на площади около пяти дунамов; дом Максумова и др. Также были построены бухарский базар, миквы и пекарня.

     Строительство приняло столь большой размах, что уже в 1903 году на территории квартала не осталось ни одного свободного участка. А спрос все время рос. Многие евреи из Средней Азии хотели купить землю и строить дома в квартале. Поэтому было приобретено еще 17 дунамов земли для расширения квартала.

     В 1906 году в квартале был создан дом для престарелых  членов  общины, который быстро заполнился. Община арендовала дополнительное место за пределами квартала – дома с большим двором и садом. А еще раньше, в 1900 году в квартале был основан сиротский дом им. Блюменталя, предназначенный не только для детей из бухарской общины. Это было первое учреждение в квартале, построенное не бухарским евреем.

     Каждая семья, построившая дом в квартале, но не жившая там, посылала в Иерусалим своего представителя на  большие праздники (Песах, Шавуот и Суккот). Приезжий представитель, находясь в Иерусалиме, жил в этом доме. А большую часть года, когда хозяева дома находились не в Иерусалиме, эти дома передавались талдмуд-торам и йешивам или сдавались в аренду, а часть поступавшей арендной платы шла на благотворительные цели.

     Среди самых роскошных зданий Бухарского квартала следует отметить дом, построенный в 1905-1914 гг. на деньги Элишо Ягудаева, одного из руководителей общины Коканда и крупного торговца текстилем. Э. Ягудаев  занимался филантропией, построил своей общине учебные заведения и создал благотворительную кассу. Он репатриировался в Эрец Исраэль только после Первой мировой войны.  Дом Ягудаева состоит из 30 комнат и залов. На втором этаже располагались бейт-кнесет и балкон для сукки. Существовало придание, что этот «Дворец» строился в расчете на предстоящий приход Мошияха и предназначался для него и  его свиты.

     Квартал «Реховот» в конце 19 – начале 20 веков пользовался большим престижем и служил примером спланированной и современной архитектуры.  Расцвет и расширение квартала продолжались около 20 лет. Отец современного иврита Элиезер Бен-Йеуда в 1910 г. восторженно отзывался о нем: «Бухарский квартал Реховот – одна из немногих вещей в нашем городе, при виде которых изумляется еврей, приезжающий из галута. Квартал выделяется среди наших кварталов-развалин. Глаз еврея наслаждается Бухарским кварталом».

Гиора Фузайлов (Израиль),

доктор исторических наук

       На фото: бухарские у дворца Элишо Ягудаева в Иерусалиме