О шашмакоме и о кладбищах

В рамках работы 23-го съезда Всемирного Конгресса бухарских евреев во Дворце Наций прошел форум деятелей культуры. Модераторами форума были доктор Ханна Даниэлова и общественный деятель Марк Фазылов. 

Форум собрал около 100 человек, которые приехали в Иерусалим из многих городов Израиля, на двух автобусах. В рамках дискуссии обсуждались две важные для общины темы.  

Первая тема была связана с материальной культурой бухарских евреев. В частности, мы говорили об еврейских кладбищах в Средней Азии. Гость съезда, журналист из Ташкента Борис Бабаев привез с собой свой фильм о кладбище бухарских евреев Ташкента, о том как на этом кладбище возводился памятник бухарским евреям, погибшим во время Второй Мировой войны.

С этого 15-минутного фильма, собственно, и началось обсуждение проблемы. С докладом выступил Марк Фазылов, который рассказал, что на территории Средней Азии сегодня находятся около 30 кладбищ, на которых захоронены бухарские евреи. Речь идет, в основном, о кладбищах, которые находятся на территории Узбекистана и Таджикистана, потому что кладбища Казахстана и Киргизии – это в основном общие кладбища, где есть мусульманская часть, христианская часть и еврейская часть. Полностью отдельные еврейские кладбища имеются только в Узбекистане и Таджикистане, где жили более компактно бухарские евреи. Но полностью отдельные кладбища бухарских евреев есть только в Самарканде и Ташкенте. В остальных городах на кладбищах бухарских евреев находятся и ашкеназские захоронения.

По мнению Марка Фазылова, одна из главных проблем заключается в том, что многие благотворительные фонды, которые были созданы бухарскими евреями для сохранности могил предков в надлежащем состоянии, не имеют понятного юридического статуса. Дело в том, что все кладбища в Узбекистане государственные и находятся в ведении областных управлений министерства коммунального хозяйства республики. Фонды бухарских евреев, в основном, не имеют основательных, с точки зрения местных законов, договоров с этими управлениями. Потому работают и благоустраивают кладбища по принципу «как договоримся». Пока все как-то складывается, по тому что власти достаточно лояльно относятся к работе наших фондов. Но что будет завтра, если возникнет какой-то юридический спор?

Затем, когда закончили обсуждение первой темы, собственно, началась конференция посвященная Шашмакому. В последнее время в интернете, среди бухарско-еврейской интеллигенции разгорелись не шуточные дискуссии на эту тему. Потому сама тема «Шашмаком в Израиле» вызвала неподдельный интерес. На эту тему было несколько интересных докладов.

– К сожалению, свой доклад не смог прочитать Шломо Тахалов, который, на мой взгляд, является одним из самых интересных специалистов по шашмакому, – сказал Марк Фазылов. – Но его доклад будет напечатан, также как и доклады Софы Бадалбаевой и Роберта Бангиева. Эти доклады и дальнейшее обсуждение подарили надежду, что шашмаком в Израиле жив и будет жить дальше. А затем участникам конференции был показан фильм, созданный Марком Фазыловым и Ханой Даниэловой. Важная деталь, авторы фильма благодарят за поддержку Мени Хэна – основателя бухарского радио «ББ Восток», который помог им подготовить фильм к конференции.  В фильме была сделана попытка ответить на многие вопросы, которые и сегодня вызывают споры среди мастеров культуры общины. Как говорится, с фактами в руках доктор Хана Даниэлова и Марк Фазылов однозначно высказались, что есть такое понятие «бухарский шашмаком», ведь в развитие этого жанра большой вклад внесли бухарские евреи. Впрочем это их точка зрения, и в этой связи другая точка зрения возможна тоже. Куда важнее, что в фильме были упомянуты, наверное, все бухарские евреи – признанные мастера шашмакома за последние 150 лет.

Леонид Елизаров