Шашмаком: это было прекрасно!

Мы уже писали о форуме деятелей культуры, который прошел в Иерусалиме перед началом заседания съезда Всемирного Конгресса. Одна из двух тем, которые обсуждались на этой конференции, была тема классического музыкального искусства шашмаком. 

Прошел съезд, но тема искусства шашмаком была продолжена. В офисе Всемирного Конгресса бухарских евреев 27 февраля состоялся вечер, посвященный состоянию этого жанра в Израиле. Всемирный конгресс бухарских евреев. В этом замечательном вечере приняли участие ведущие мастера Авраам Толмасов, Дони Бабаев, Слава Хияев, Роман Бадалбаев, Рои Пинхасов, Арон Паканаев, Софья Бадалбаева, Эстер Исахарова, Полина Хаимова.

Но сначала, до концерта, вниманию собравшихся были предложены выступления двух известных ценителей этого искусства, которым, безусловно, было что сказать по поводу Шашмакома. Свои доклады прочитали мастер жанра Софа Бабалдаева и музыковед Роберт Бангиев. К сожалению, свой доклад не смог прочитать один из признанных профессионалов в этой области – Шломо Тахалов, но, как заверил нас один из инициаторов проекта Марк Фазылов, его доклад, как и доклады Бангиева и Бадалбаевой, будут напечатаны.

К слову, об организаторах. Это совместный проект общественного объединения «Согдиана» и Всемирного Конгресса бухарских евреев. От «Согдианы» проект вели Марк Фазылов и доктор Хана Даниэлова, куратором от Конгресса был заместитель генерального директора, адвокат Эди Мордехаев. И они сделали прекрасную работу. Ведь, в процессе подготовки проекта, пришлось, буквально на «колесах» менять город и зал, договариваться с артистами.

Ну а теперь несколько слов о докладчиках и их докладах.  Роберт Бангиев является поэтом и автором более 60 книг. Он – лауреат премии имени Шахина Шерази в Израиле. Роберт, совместно со своей супругой, оперной певицей Мирьям Юсуповой-Бангиевой, уже более 14 лет руководят Центром культуры интеллигенции бухарских евреев «Муза». Как мудрого, эрудированного музыковеда и опытного педагога по музыкальным дисциплинам, Роберта Бангиева знают многие музыканты Израиля.

      Своё официальное мнение о положении Шашмакома в Израиле, Роберт Бангиев всецело основал на своих статьях, очерках, эссе, драмах, одах, переводах, стихах о Шашмакоме, которые он и собрал в последнюю свою книгу под названием «Кто создал тебя, Шашмаком?»  Все эти прекрасные философские мысли и заключения, версии и предположения о том, что только незаурядные композиторы были способны сочинить мелодии Шашмакома, действительно, симпатичны и приемлемы.

      Но, говоря объективно, мы ожидали от музыковеда- профессионала ответы на волнующие нас всех вопросы: почему именно Шашмаком стал так значим для нас всех? Почему именно все мы печёмся о будущей судьбе Шашмакома в Израиле? Что особенного в этом величественном произведении народов Востока?  Почему именно на основе мелодий Шашмакома бухарские евреи веками строят своё канторское религиозное песнопение отрывков из Торы и отрывков из «Зоара»? Всем нам очень хотелось бы услышать из уст профессионала немного о многочастности песен и мелодий Шашмакома, их форм. Ведь форма – это не только схема, но ещё и процесс становления и развития тех выразительных средств, которыми создаётся художественные образы данного произведения. А это мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и т.п.

Я убежден, что у Роберта есть ответы на все эти вопросы. И только из-за дефицита времени, которое получил Роберт для своего доклада, не позволило ему ответить широко и развернуто на перечисленные мной вопросы. Слишком глобальна тема шашмакома, чтобы рассказать о ней вот так, за короткое время. Будем надеяться, что Роберт продолжит свой увлекательный рассказ о шашмакоме на страницах газеты «Менора».

      Софью Бадалбаеву-Кайкову все мы знаем, как прекрасную певицу и, в первую очередь, профессиональную исполнительницу песен Шашмакома. Она, являясь дочерью великой певицы этого жанра Барно Исхаковой, переняла все значимые и необходимые нюансы и штрихи, манеру и мастерство, правильную выразительную дикцию и совершенную интерпретацию школы своей великой мамы. Доклад Софы был построен на её подходе к разъяснению исполняемых ею и её мамой многочисленных произведений Шашмакома. Так, она рассказала об инструментальной составной части этого произведения, которое именуется «Мушкилот», а также о вокальной части, именуемой «Наср». Опять же, из личной практики, она пояснила, что Шашмаком, как и любая музыкальная культура, развивается, достигая высокого уровня, при наличии талантливых исполнителей. А лучшими исполнителями этого жанра веками были, есть и будут бухарские евреи. А это уже не предположения и не версии. Это – неопровержимый факт.

      Софа рассказала из опыта своей мамы и своего личного, о методах изучения и обучения мелодий и песен Шашмакома: от мастера к ученику только «на слух» (Устод – шогирд). А также пояснила, что ключами в изучении Шашмакома являются кроме парда (лада), усул, т.е. ритм. И что многие, даже профессиональные музыканты, до сих пор не чувствуют разницы между произведениями Шашмакома и обыкновенными лирическими песнями Средней Азии.

      Софа напомнила в своём докладе о 70-х годах 20-го столетия, когда в Израиле ещё не было ансамблей, которые поют песни Шашмакома и о 90-х годах 20-го столетия, когда в Израиль репатриировала целая плеяда профессиональных известных музыкантов и певцов этого жанра из всех городов Средней Азии. Это был яркий и исторический период становления ансамбля Шашмакома и театра бухарских евреев, профессиональных выступлений и концертов мастеров искусств этого жанра уже в Израиле. Софа напомнила о составлении ею, в сотрудничестве с Эммануэлем (Юрой) Алаевым, сборника песен Шашмакома, под названием «Матни ғазалҳои Шашмақом ва сарояндагони он” в 2021 году и выразила своё личное оптимистическое и позитивное мнение о будущем Шашмакома в Израиле.

Прекрасным продолжением этих докладов стал великолепный концерт мастеров искусств – исполителей песен Шашмакома Израиля, который прошёл на высочайшем профессиональном уровне в стенах Конгресса в Тель-Авиве.

-Я хочу от всей души поблагодарить адвоката Эди Мордехаева за его большой вклад в этот проект, – говорит один из организаторов конференции и концерта Маркиэль Фазылов. – Благодаря его помощи, благодаря нашему сотрудничеству форум мастеров культуры в Иерусалиме, конференция и концерт шашмакома в Тель-Авиве прошли очень интересно и творчески. Будем рады дальнейшему сотрудничеству на благо общины бухарских евреев. 

      Международная Ассоциация творческой интеллигенции “Согдиана”, учитывая бескорыстный, и многолетний труд Роберта Бангиева и Софы Бадалбаевой-Кайковой в интересах общины и её расцвета, удостоила их обоих высокой чести в номинации “Человек года 2022”. Наши сердечные поздравления им!  И да будет звучать вечно Божественная музыка Шашмаком в домах бухарских евреев всего мира! Амен вэ амен!

Рафаэль Бангиев,

Редактор газеты “Менора”: страниц на языке бухарских евреев,

член Союза писателей Израиля,

Отличник искусства Израиля