Свиток Эстер” как письмо, написанное женщиной

Бухарские евреи проживали на территории стран, где господствовал ислам, строго регламентировавший отношение к живописи и скульптуре. Ислам запрещал изображать Аллаха и его пророков в каких-либо видимых формах, а также живые существа на любых культовых сооружениях и в священных книгах.

Однако четко прописанные запрещения все-таки сформированы не были. Ислам как религиозная традиция все же допускал некоторую свободу в трактовке священных текстов, что часто приводило к расхождениям.  Как правило, мусульмане ссылаются на высказывания пророка Мухаммада из Хадисов: “Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: “Оживите то, что вы творили”” и “Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Богу в умении творить”

Шиитский ислам в Иране (стране важной для истории бухарских евреев) изначально относился к запрету на изображение человека с меньшей строгостью. Так, например, в Иране широкое распространение получила книжная миниатюра.  Правда, изображение лиц Мухаммада, членов его семьи и имамов, которых шиитская традиция воспринимает как “святых”, не допускается:  чтобы иметь возможность включить эти фигуры в композицию религиозных сюжетов и не нарушить при этом запрет, художники изображают их с вуалью поверх лица. Подобного рода “послабления” можно найти и в традиции исламского мистицизма — суфизме, который в целом отличается вольной интерпретацией многих запретов. Таким образом, некоторые исламские богословы допускают разграничение “творения”, которое строжайше запрещено, и “изображения”, которое допускается при соблюдении определенных требований. Как бы то ни было, иранские евреи, также как и персы, допускали в своих рукописях художественных текстов иллюстрации.

Историк Альберт Каганович по моей просьбе прокомментировал это явление в художественной культуре еврейского народа:

“Известно, что Галаха никогда не приветствовала изображений людей и животных. Тем не менее, в средневековье для Пасхальной Агады было сделано исключение, поскольку адресовалась она не только мужчинам, но и женщинам и детям. Рисунки усиливали впечатление от рассказов, играя важную роль в сохранении традиции и еврейской идентификации. Наиболее древние иллюстрированные рукописи Агады, сохранившиеся до наших дней, относятся к 12 веку. Все же, в течение нескольких последующих веков запрет изображения ещё находил отражение во многих копиях Пасхальной Агады. Люди на них изображались в профиль, а иногда головы людей заменялись изображениями голов птиц.

Но уже в 1320 г. в созданной в Каталонии сефардской, так называемой “Золотой Агаде”, появились непрофильные изображения людей, облачённых в дорогие наряды. Хотя полные изображения героев Книги Эстер появились ещё в 244 г. на фресках синагоги Дура-Европос (Сирия), очень долгое время эта книга переписывалась без иллюстраций.

Такие изображения появились в основанной на Книге Эстер рукописной копии конца 16 – начала 17 вв. “Ардаших-нама” (книга Ахашвероша) поэта Шохина Ширози, эпическом произведении (14 век) на еврейско-персидском языке.

Рафаэль Некталов,

главный редактор газеты The Bukharian Times

(Рафаэль Некталов. “Почему Елена Коровай?” Фрагмент статьи из книги “Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре”, Москва, 2021)