Ваякель

                                                    

На этой неделе мы учим 2 главы, Ваякель и Пкудей. В главе Ваякель, Тора рассказывает про евреев — главных созидателей переносного Храма в пустыне: «Бецалель сын Ури, внук Хура из колена Йеуды» и Оолиав, сын Ахисамаха из колена Дана». Бецалель был благородного происхождения — потомок колена Йеуды, внук Хура, который был сыном пророчицы Мирьям — сестры Моше и Аарона. А Оолиав происходил из «приниженного колена сыновей рабынь (наложниц)». И несмотря на это, они упоминаются в Торе вместе. РАШИ комментирует так: «Б-г поставил его (Оолиава) на один уровень с Бецалелем в работе над Храмом… чтобы исполнить сказанное „не возноси богатого над бедным“».

Вместе с этим мы видим, что при создании Храма все-таки была большая разница между евреями. Тот кто мог, жертвовал золото и серебро, в то время как другие приносили простые пожертвования. Как писал РАШИ (в главе «Ки тиса»): «Пожертвования для Храма… не было пожертвование каждого одинаковым, но каждый жертвовал то, что он хотел». С другой стороны, во время приношения половины шекеля написано: «богатый не даст больше, а бедный не даст меньше». Эти различия заставляют нас задать вопрос: почему в Храме, который был общим достоянием всех евреев, подчеркивается разница между богатыми и бедными? Поэтому Тора подчеркивает разницу между Бецалелем и Оолиавом — один происходил из уважаемых людей народа, а второй из самых простых.

Tора хочет нас научить, что хотя в размере храмовых пожертвований была разница между богатыми и бедными, но намерения и широта сердца у всех были равны. Поэтому разница в количестве приношений не наносила ущерба единству, которое было в храмовых приношениях. Также как при создании переносного Храма были объеденены Бецалель и Оолиав. Из этого мы должны извлечь урок на все поколения: в переносном Храме, который евреи сделали в пустыне, были аспекты, в которых все евреи были равны, но были и вещи, в которых была видна разница между евреями. То же самое происходит и в Храме, находящимся в сердце каждого еврея.

Глава Пекудей 

Недельная глава «Пкудей» завершает вторую книгу Торы. В ней рассказывается о возведении скинии и раскрытии в ней Божественного присутствия. Назначение скинии — дать силу еврейскому народу для служения и вне границ святости. Это связано с тем, что в самой скинии основной формой служения были жертвоприношения. Духовный смысл скинии и жертвоприношений различен. Назначение скинии состоит в раскрытии Божественного света, который несравненно выше материальных вещей. В отличие от этого, жертвоприношение очищает приношение и поднимает его на более высокий духовный уровень, делая его предметом святости. Жертвоприношение было лишь подготовкой к раскрытию Божественного присутствия в ковчеге скинии. Однако этот обряд имеет более высокое предназначение, чем сама скиния: сделать грубые материальные вещи пригодными для принятия Божественного света.

В этом состоит наказ каждому еврею в его духовной работе. Он должен не обращать внимание на темноту и горечь изгнания и знать, что любом месте и ситуации он постоянно выполняет поручение, данное Творцом — строить Ему жилище в нижних мирах. То есть, странствия в период изгнания происходят по воле Всевышнего. Благодаря этому, еврей способен достигнуть новой духовной ступени.

В книге Бсурат аГеула сказано: особое значение для нашей эпохи, в которой надежда и «Я верю каждый день, что он [Мошиах] придет» должна быть с большей силой и большей энергией, пока мы не сможем физически увидеть истинное и полное Освобождение с нашим праведным Мошиахом. Заповедь, которая обладает уникальной свойством, чтобы ускорить Освобождение, это «цдака» (благотворительность) — «велика „цдака“ ускоряющая Освобождение». Поэтому ясно, что следует увеличить благотворительность. Предпочтительно, чтобы это увеличение происходило сразу, так что и Освобождение (которое приходит благодаря этой заповеди) также должно прийти сразу. Тем более, что «нет с нами того, кто знал бы, доколе [это будет продолжаться]», поэтому может быть, единственное, чего не хватает, чтобы приблизить Освобождение, это не более, чем дать несколько монет на благотворительность!

Как заявляет Рамбам в не подлежащем дискуссии законе: «Каждый человек… должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями… Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира». Это означает, что действие одного человека, взрослого или ребенка, который дает монету на благотворительность, приносит ему и всему миру «спасение и избавление» истинного и полного Освобождения.