Песах – праздник нашей свободы

                                                                                                                            

Когда Всевышний послал Моше к фараону, чтобы тот отпустил еврейский народ, Он использовал четыре выражения освобождения. Мидраш рассказывает, что эти выражения соответствуют четырем достоинствам евреев, благодаря которым они смогли стать свободными:                                                                                         

1) Они не изменили свой язык (и свои имена).                                                                                                                                                2) Они не изменили свою одежду.                                                                                                                                               3) Они не разглашали свои секреты египтянам.                                                                                                                                 4) Они не прекратили делать обрезание.                                                                                                                                      

Когда мы анализируем эти достоинства, то видим их связь с четырьмя аспектами нашей личности. Каждый из них раскрывает и описывает различные уровни нашей личности, распределяя их от внешних и второстепенных до внутренних и сущностных.                                                                                                                              

##Речь

Первый уровень нашей личности — это общение с помощью речи. Основная функция речи состоит в том, чтобы выражать наши мысли. Нам не нужно разговаривать с собой, а только с другими людьми. Поэтому речь является примером того, как мы можем выходить за свои рамки. Первой моделью речи была «речь» Всевышнего, которую Он использовал для сотворения мира.

Когда евреи страдали под гнетом рабства в Египте, что затрудняло их речь, они не начали разговаривать на иностранном языке. Они не позволили своей раскрывающейся силе речи быть запятнанной чужеродными для потомков Авраама, Ицхака и Яакова ценностями. Но изгнание оказало влияние на их речь. Первый уровень освобождения был самый внешний — освобождением речи. Эта форма свободы позволяет нам общаться в соответствующей идеям иудаизма манере.                                                                                                                                    

##Еврейская одежда 

Вторым, не затронутым изгнанием уровнем личности, была одежда. Одежда, которую носит человек, говорит нам о его социальном статусе и жизненных ценностях. Униформа, возможно, является лучшей иллюстрацией этого. Когда мы видим человека, одетого как полицейский, мы знаем, в чем заключается его работа.

Евреи заслужили освобождение из рабства, так как они не позволяли себе потерять свое достоинство или изменить свою мораль. Изгнание является конечным периодом сокрытия нашей индивидуальности, но мы уполномочены противостоять этому и не менять нашу одежду. Будучи верными еврейскому дресс-коду, мы бросаем вызов силам изгнания и в конечном итоге выходим на свободу.                                                                                                                                                                      

##Не разглашать секретов!

Мидраш рассказывает о третьем достоинстве, благодаря которому евреи вышли из Египта — они не разглашали свои секреты египтянам. Речь и одежда указывают на внешнюю скромность, а способность хранить секреты — на внутреннюю. И этот слой их личности остался незапятнанным. Есть аспекты нашей личной жизни, которые должны оставаться с нами, в тайне. Законы скромности требуют не разглашать их другим людям.

Мы также должны хранить в тайне услышанную конфиденциальную информацию. Эта черта скромности является мощнейшей силой освобождения. Всевышний избрал Моше в качестве освободителя еврейского народа именно из-за того, что тот был очень скромным. Мидраш рассказывает, что и Мошиах будет последним освободителем благодаря этому качеству. Бывает, что мы обязаны использовать свои скрытые таланты для того, чтобы оказать помощь ближнему. Но при этом нужно не уподобляться египтянам и не искать известности, а действовать тайно.                                                                                                                                                                              

##Обрезание — знак союза и связь со Всевышним 

Самый последний и глубокий уровень нашей личности связан с обрезанием. Согласно Торе, этот акт является заветом между Всевышним и еврейским народом. На первый взгляд, это только хирургическое вмешательство, но на самом деле обрезание раскрывает нашу глубочайшую связь с Б-гом. Алтер Ребе пишет в своем сборнике законов, что Божественная душа входит в тело еврея именно во время обрезания.                                                                                                

##Освобождение из изгнания 

Поздравление Любавичского Ребе: В канун наступающего Песаха — праздника нашего освобождения — традиционно и с любовью желаем вам и вашей семье кошерного и радостного праздника. И мы, и вы удостоились огромного счастья: подобно тому, как в давние времена наши предки вышли из Египта, мы с вами ушли из-за «железного занавеса» — закрытой страны, через который десятки лет нельзя было вырваться. Мы покинули советское изгнание, чтобы иметь, наконец, возможность жить свободной и чистой жизнью в духе тысячелетних еврейских традиций, передаваемых из поколения в поколение на своей собственной, Святой земле. Кто-то из вас будет отмечать в этом году Песах впервые в жизни, и мы хотели бы напомнить, что Песах, как и все еврейские праздники, имеет не только религиозное, но и национальное значение.

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что для нас национальное и религиозное — едино, ибо нет и не может быть еврея и еврейской жизни вне Торы и ее заповедей. Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. За ним последовало Синайское Откровение, и народ ступил на дорогу в вечность. «Многократно пытались уничтожить нас — говорится в Пасхальной Агаде. — В каждом поколении восстают против нас, пытаясь истребить. И Пресвятой, благословен Он, спасает от них». Мошиах вот-вот должен прийти и что мы должны готовиться к Геуле (окончательному освобождению)!