Тазриа-Мецора

                                                                                                                                                                                                     

В начале главы «Тазрия», которую читают на этой неделе, есть одна короткая фраза о том, что должен сделать еврей, если у него родился сын: «И на восьмой день обрежь крайнюю плоть его». Здесь Тора указывает нам о заповеди обрезания. Несмотря на то, что ещё раньше Авраам получил эту заповедь от Всевышнего, когда Всевышний заповедовал Аврааму: «Да будешь обрезан ты и все потомки твои во веки веков», мы делаем обрезание не из-за этого, а учим об этой заповеди из нашей недельной главы.

Указание на проведение обрезания, которое мы находим в нашей главе, выше того, что было дано Аврааму. А всё из-за того, что в случае Авраама это было указание одному человеку. А в нашей главе — это уже часть 613-ти заповедей, которые народ Израиля получил от Всевышнего на горе Синай и весь народ был тому свидетель. Эта заповедь одна из самых важных. 13 союзов заключил с нами Всевышний благодаря ей!

 Много было сказано про причины этой заповеди. И сейчас мы приведём некоторые из них: Вход Б-жественной души в еврейское тело происходит при обрезании. До обрезания ещё нет полной связи между Б-жественной душой и еврейским телом и только посредством обрезания становится возможным их полное объединение. И с этого момента каждый еврейский ребёнок получает удел в будущем мире (это по мнению некоторых толкователей Торы).

РАМБАМ пишет в книге «Путеводитель растерянных» ещё одну причину для обрезания: оно ослабляет одну из самых больших похотей человека и даёт ему силы справиться с этой похотью. Обрезание — на иврите «брит мила» — происходит от слова «брит» («союз»). Это знак нашего союза со Всевышним — вечный знак на нашей плоти и этот знак символ нашей глубочайшей связи со Всевышним. Особенность этой заповеди и в том, что она всегда присутствует с нами. В Талмуде приводится рассказ о Давиде, который оказавшись однажды в бане пришёл в ужас: «Ой! Я без одежды и на мне нет ни одной заповеди!» Но тут он вспомнил про обрезание и успокоился. Из этой истории мы учим, что эта заповедь всегда с нами.

Ещё одно преимущество этой заповеди состоит в том, что она напрямую производится на теле. Все остальные заповеди связаны преимущественно с душой, даже если мы исполняем их с помощью тела. А заповедь обрезания производит прямые и видимые изменения с нашим телом и это видимая глазами связь еврея со Всевышним. Это объясняет тот факт, почему обрезание производится в таком возрасте, когда ребёнок ещё ничего не понимает.

Если бы заповедь обрезания была бы связана только с еврейской душой, то можно было бы спрашивать: делать ее или нет в раннем возрасте. Но раз эта заповедь связана напрямую с еврейским телом — нет никакой разницы между ребёнком и взрослым; поэтому при первой же возможности, как только ребёнок немного окреп после рождения, его вводят в вечный союз со Всевышним!

  • * * *  

В недельной главе Торы «Мецора» рассказывается о болезни «цараат» (особый вид проказы) и излечении от неё. Тора сравнивает эту болезнь со смертью и больной «цараат» обладает самой сильной степенью нечистоты. Признаки этой болезни проявляются на коже человека, на одежде и на стенах домов. По закону дом, имеющий их, должен быть разрушен, а еврей, страдающий ими должен жить «вне стана Израиля».

Всякое действие, которое Всевышний осуществляет в мире, по сути своей — благо. И когда нам кажется, что произошло нечто плохое, тем не менее, в конце концов, становится очевидным для всех, что и это произошло к лучшему. Ведь все, что Всевышний делает — все к добру, и всякий спуск является началом, следующего за ним, подъема. Может, кому-то покажется странным, но эта мысль остается справедливой и в отношении проказы и других язв, о которых мы читаем в главе Торы «Мецора».

Несомненно, язва кажется нам, на первый взгляд, чем-то ужасным, приводящим к осквернению и отдалению. Но, на самом деле, язва приносит человеку благо. Когда у него появляется язва, человек начинает сожалеть о своих грешных делах и плохих поступках. Он возвращается к раскаянию — делает «тшуву». А после этого человек поднимается на очень высокий уровень — он становится даже выше праведников. Ведь он теперь называется «баал тшува» (вернувшийся, раскаявшийся), а ведь там, где находятся такие люди, не могут быть рядом даже полные праведники.

Превращение язвы в наслаждение особенно наглядно проявляется на примере язв домов. Когда мы видим язвы на стенах домов, то, неминуемо, приходим к выводу, что должны разрушить их. Это действие может показаться многим как нечто плохое — как же, разрушают дом?! Но на самом деле и это тоже к лучшему! РАШИ объясняет, что люди, проживающие на Земле Израиля до того, как туда пришли жить евреи, спрятали все свои драгоценности в стены своих домов. Когда евреи прибыли в Израиль, они поселились в этих же домах, ничего не зная о спрятанном кладе. И тогда… Всевышний послал проказу на стены дома, евреи разрушили его и, к их глубокому изумлению, в развалинах они обнаружили золото.

Что же мы можем выучить из всего вышесказанного? Урок прост: помнить, что и трудности каждого из нас, и наши общие проблемы, — лишь подготовка к высокому и чистому благословению. И в один прекрасный день, очень скоро, мы увидим, что все лишения были, на самом деле, замаскированными благословениями. И точно так же, как Моше вывел нас из Египта, с великими чудесами Мошиах выведет нас из ужасного изгнания, в котором находимся сейчас мы, и тогда все превратится в богатство и чистоту!