Вокруг закона о военной службе

Бывший депутат кнессета, журналист и бывший боевой офицер Офер Шелах давно отслеживает угрозы, способные нанести ущерб боеспособности ЦАХАЛа. «Модель армии всего народа оказалась сейчас в крайне проблематичной точке, — говорит он. – Это связано с массовыми акциями протеста и отказом части резервистов от службы. Если мы добавим к этому закон о военной службе, понижающий возраст, по достижении которого ультраортодоксы могут получить полное освобождение от призыва, с всеобщей воинской обязанностью будет покончено. Этот закон уничтожит ЦАХАЛ».

«Для того, чтобы светские израильтяне продолжали служить, мы обязаны сохранить нарратив армии всего народа, — подчеркивает Шелах. – Невозможно заменить его материальным вознаграждением. Если закон освободит от воинской повинности целый общественный сектор, нарратив рухнет, а вместе с ним и готовность граждан служить в армии».

Тревога Шелаха связана с возобновлением обсуждения закона о призыве – под этим именем на самом деле скрывается «закон о не призыве» ультраортодоксов, поскольку он предусматривает понижение возрастной планки для получения освобождения. Сейчас она предоставляется ультраортодоксам в возрасте 26 лет, когда они могут покинуть йешиву и начать работать. Поэтому это обстоятельство имеет критическое значения для экономического роста Израиля.

Еще два года назад возраст, по достижении которого ультраортодоксам предоставлялась освобождение, составлял 24 года. В эти дни спор ведется о том, будет ли он понижен до 23 лет (как предлагает армия) или до 21 года (как предлагает Министерство финансов). Эта разница, составляющая два года, имеет большое значение. В течение этих двух лет большинство ультраортодоксальных мужчин женится, у них рождаются дети и им становится необходимо содержать свои семьи. В этих условиях им гораздо труднее завершить образование или получить качественную профессиональную подготовку.

Короче говоря, шансы на то, что ультраортодокс в 21 год получит образование и начнет работать гораздо выше, чем на то, что он сделает это в возрасте 23 лет. Это уже потерянный случай.

Слова Шелаха подчеркивают остроту дилеммы, связанной с понижением возраста, по достижении которого ультраортодоксы могут получить освобождение. С одной стороны, в таком положении вещей никогда не было ни равенства, ни моральной составляющей, с другой – в нем присутствовала жесткая экономическая логика.

Нынешняя ситуация – скверная со всех точек зрения. Чтобы избежать призыва, ультраортодоксы сидят в йешивах до 24-26 лет и не работают. Получается, что они и в армии не служат, и на работу не выходят – это двойной экономический проигрыш. По данным Израильского института демократии, в 2017 году в армию призвались только 417 ультраортодоксов 22-24 лет, в то время как 14 000 продолжили отсиживаться в йешивах.

Иными словами, для того, чтобы призвать ничтожное количество ультраортодоксов, мы не позволяем работать целым поколениям, и, таким образом, разрушаем будущее экономики Израиля. Так возникла идея понизить возраст предоставления освобождения: если ультраортодоксы в любом случае не идут служить в армию, пусть хотя бы работают. Экономика останется в выигрыше. Это несправедливое, но разумное решение.

Большинство специалистов, а также сами работающие ультраортодоксы согласны с тем, что угроза призыва является главной причиной, удерживающей молодых людей в йешивах до достижения возраста получения освобождения. Это подтверждает тот факт, что в США, где не существует всеобщей воинской повинности, ультраортодоксы начинают работать в возрасте 20-21 лет.

В 1977 году Менахем Бегин, создавший коалицию с ультраортодоксами, уступил их требованию и позволил всем им учить Тору вместо того, чтобы служить в армии. Это стало поворотной точкой в создании культуры «учащегося общества» в ультраортодоксальном секторе. Если в 70-е годы работали около 80% ультраортодоксальных мужчин, то сейчас – только около 50%.

Более того, существует мнение, в соответствии с которым понижение возраста отсрочки разрушит культуру «учащегося общества», разрушит стены гетто ультраортодоксов и позволит им успешно влиться в социальную и экономическую жизнь страны. В конце концов, это может привести к тому, что уже в следующем поколении многие из них добровольно пойдут служить в армию.

Это предположение подтверждается следующим фактом: ультраортодоксальные партии, вроде бы поддерживающие закон о призыве, на самом деле пытаются удержать возраст предоставления отсрочки на отметке выше 21 года. Короче говоря, вместо того, чтобы делать одно и то же в течение 50 лет и неизменно терпеть провал – ультраортодоксы не служат в армии и не работают – возможно, стоит изменить концепцию и позволить учащимся йешив выйти за пределы своих гетто. Может быть, это и произведет желанный переворот.

Крах модели армии всего народа

Данный сценарий выглядит очень заманчивым, но на пути к его реализации есть два серьезных препятствия. Во-первых, в течение последних шести месяцев ситуация в Израиле изменилась из-за попытки судебного переворота и пробуждения либерального лагеря.

Если еще год назад в обществе существовала готовность уступить ультраортодоксам в вопросе об армейской службе в обмен на участие в рынке труда, сегодня это уже не так.

В нынешней ситуации обсуждение закона о призыве способно не только подлить масла в огонь и вывести на улицы массы протестующих, но и привести к воплощению мрачного прогноза Шелаха. Все может закончиться крахом системы всеобщей воинской повинности. К этой угрозе стоит отнестись со всей серьезностью.

Во-вторых, трудно сказать, приведет ли одно лишь понижение возраста отсрочки к перевороту в области выхода ультраортодоксов на работу. Исследование Банка Израиля и Национального экономического совета показывает, что в 2014 году, когда возраст предоставления отсрочки составлял 22 года, количество работающих ультраортодоксов повысилось на 3-5%. Для одного года – это очень много, и в течение нескольких лет данная тенденция наверняка могла бы укрепиться. Но этого все еще мало для того, чтобы говорить о перевороте.

Исследование главного экономиста министерства финансов, посвященное экономическим стимулам, показало, что выходящий на работу ультраортодокс платит за это «налог» в размере 71%: он теряет больше двух третей своих доходов «брутто», поскольку, будучи учащимся «колеля», он пользовался многочисленными льготами.

Это и пособие, которое получают учащиеся, и почти бесплатные ясли для детей, и значительные скидки при уплате муниципального налога. Этими льготами пользуются только не работающие ультраортодоксы. В исследовании содержится предположение о том, что отмена льгот, то есть фактически стимулов не выходить на работу, привела бы к увеличению количества работающих ультраортодоксов всех возрастов на 5-9%.

Иными словами, и освободить ультраортодоксов от призыва, и продолжать финансировать их жизнь вне рынка труда – это и аморально, и неумно. Результатом этого может стать крах модели армии всего народа. Общественное окружение и так поощряет молодых ультраортодоксов к тому, чтобы продолжать учебу в «колелях», и если они получат вдобавок к этому еще и материальный стимул, шансы на то, что понижение возраста отсрочки принесет успех, начинают стремиться к нулю.

Закон о призыве в том виде, в каком его продвигают министр финансов Бецалель Смотрич и лидеры ультраортодоксальных партий, является аморальным. Он представляет угрозу безопасности Израиля и общественной стабильности, и, по всей видимости, не достигнет своих экономических целей.

Ультраортодксы хотят освобождения от призыва? Так пусть откажутся от государственного финансирования своей учебы в йешивах и продолжения жизни за пределами рынка труда.

Кстати, нет никакой уверенности в том, что такую сделку бы приняли воинственно настроенные светские израильтяне, которые миллионами выходят сегодня на улицы. Но очевидно, что любое другое предложение обречено на провал.

Мейрав Арлозоров, Источник: https://detaly.co.il/, TheMarker, Б.Е. Фото: Элиягу Гершкович