В 2332 году от сотворения мира похоронили Лэви – последнего из сыновей Яакова Авину – и началось открытое порабощение евреев египтянами. Известно, что только колено Лэви не было порабощено. У второго сына Лэви, Кэата, родился первенец, которого назвали именем Амрам, который женился на Ёхэвэд. В 2361 году у Амрама и Ёхэвэд родилась дочь Миръям – «Горькая», названная так из-за горести рабства, а в 2365 году родился Аарон. После его рождения святой Амрам объявил траур по страданиям своего народа и первым развёлся со своей супругой, объясняя это запретом супружеской близости в час народного бедствия. Так продолжалось три года, пока в 2368 году фараон не увидел во сне старца с весами в руке и не получил пояснение от своих советников, что у евреев должен родиться ребёнок, который лишит его царства. По совету злодея Билъама стали убивать всех детей мужского пола – и много чудес Всевышний делал для спасения детей. В те дни семилетняя Миръям стала пророчествовать о будущем рождении Избавителя евреев именно в её семъе. Отцу она сказала, что «фараон хочет уничтожить всех мальчиков, а из-за твоего постановления не рождаются и девочки» – после чего Амрам снова женился на Ёхэвэд.
В третий дневной час четвёртого дня недели, 7 адара 2368 года у Ёхэвэд на седьмом месяце беременности родился предсказанный пророчеством сын (это общепринятая дата, хотя есть и другие мнения). Во время его рождения весь дом наполнился светом, и мама назвала его именем
Тувъя (от слова «тов» – «хороший», как свет шести дней творения). В тот момент стал пророчествовать и трёхлетний Аарон, предрекая великую судьбу своего младшего брата. Отец, полагаясь на эти пророчества, назвал сына именем Хавэр («Соединивший (евреев со Всевышним)»). Дед новорожденного назвал внука именем АвиГдор («Поставивший ограду (беде)»), так как вскоре после его рождения вышел указ, что не надо более топить младенцев. Ёхэвэд так же назвала сына именем Екутиэл. Миръям пророчески назвала брата именем Ерэд («Спустивший (Тору в этот мир)»), а Аарон назвал своего брата АвиЗаноах («Приносящий жертвы»). Евреи назвали его именем Шмайя («Слушающий (Всевышнего(»), Лэви («Обслуживающий (Всевышнего)») АвиСохо («Отец мудрости»). Батъя, дочь фараона, дала ему имя Мошэ («Вытащенный (из воды)»). Это те десять имён, которые были даны Великому Пророку Исхода за всю его жизнь, а Всевышний приказал упоминать его в святой Торе только тем именем, которое ему дала Батъя, дочь фараона.
Три месяца Ёхэвэд скрывала факт родов, но к концу девятого месяца, когда египетские власти должны были прийти за ребёнком (а ведь Амрам был всем известен тогда как глава всего еврейского народа и невозможно было бы скрыть то, что мальчик родился до указа), ей пришлось 6 сивана (в день, когда он через восемьдесят лет получит Тору на горе Синай) пустить сына в корзинке по Нилу, положившись на милость Всевышнего. Как известно, из вод Нила его «вытащила» дочь фараона, получившая имя Батъя («дочь Всевышнего»), так как стала признавать только Одного Творца и стала потом еврейкой. Два года она скрывала от фараона «приёмного сына» в доме у его настоящих родителей, а затем привела его жить во дворец фараона. Когда Мошэ Рабэйну исполнилось три года, то он снял при всех корону с головы фараона – что злодей Билъам сразу же растолковал как посягательство на трон. Как известно, по совету Рэуэля (Итро) ребёнка испытывали, поставив перед ним блюда с золотом и раскалёнными углями – тогда ангел Гавриэл отвёл руку Мошэ от золота и он обжёгся, взяв уголёк в рот, став «косноязычным».
Но не долго продолжалась жизнь «принцем при дворце» – уже в 18 лет Мошэ убил египтянина, избивавшего еврея – и бежал из Египта на юг, в страну Куш. Там он через пару лет получил горькую новость о смерти отца (Амрам прожил 137 лет). В те годы столицу страны Куш, когда царь Куша Кукинос находился за её пределами, хитростью захватил Билъам со свими двумя сыновьями. Мошэ Рабэйну помог отвоевать столицу, и в 2395 году (в свои 27 лет) Мошэ был избран царём Куша, на троне которого он правил сорок лет.
В 2435 году (в свои 67 лет) Мошэ Рабэйну покинул Куш (оставив на троне выросшего сына Кукиноса) и пришёл в Мидьян к Итро, бывшему советнику фараона (изгнанному из Египта за «сочувствие к евреям»). Итро, опасаясь гнева фараона, бросил его на десять лет в темницу, где Мошэ тайно кормила Ципора – дочь Итро. В эти дни Всевышний наказал фараона проказой, и он, как известно из мидрашей, принимал по совету Билъама ванны из детской (еврейской) крови. Но это не помогало, и он стал разлагаться при жизни – настолько, что после смерти его не смогли даже забальзамировать, как других представителей царской фамилии. На трон фараона ещё при жизни отца взошёл его второй сын Адикам, который был очень умён, но выглядел препротивно – мидраш говорит о его невероятной волосатости, маленьком росте и толстоте (египтяне называли его «Абуз» – «Коротышка»).
Узнав о смерти фараона, Итро выпустил Мошэ Рабэйну на свободу и сделал его пастухом своих отар. В том же, 2445 году, семидесятисемилетний Мошэ Рабэйну женился на Ципоре, дочери Итро. Через четыре года Всевышний открылся Мошэ на горе Синай в горящем, но не сгорающем кусте. Тогда Мошэ Рабэйну и узнал о главной цели своей жизни от Творца Вселенной и пошёл в Египет сказать фараону-«коротышке»: «Так сказал Всевышний – отпусти народ Мой, чтобы служили они Мне!».
Всему миру из святой Торы известна история Десяти Казней Египетских и Великого Исхода евреев из Египта, о рассечении вод Тростникового моря и получении Скрижалей с Десятью Заповедями на горе Синай, о роковых ошибках разведчиков и Кораха, о сороколетнем скитании евреев по пустыне, о постройке Мишкана (Скинии), манне Небесной, колодце Миръям и Облаках Славы, о неудачных «проклятиях» Билъама и войнах с великанами Огом и Сихоном… Про это всё написано тысячи книг на различных языках и воспитаны целые цивилизации.
Во второй половине святой субботы 7 адара 2488 года Мошэ Рабэйну взошёл на гору Нэво, откуда Всевышний показал ему всю Святую Землю, присоединился к своим праотцам в Мире Истины и похоронен самим Всевышним – «и не знает никто точного места его могилы».
В трактате (Сота 13а-б) приводится мнение, что его могила находится в наделе колена Гада, но раби Нэхунъя бэн Акана в своей книге «аТмуна» (тмуна 3, рэйш, 60) утверждает, что тело Мошэ Рабэйну (и его жены Ципоры) ангелы захоронили в Махпэле (в Хевроне), рядом с Адамом и Хавой, Авраамом и Сарой, Ицхаком и Ривкой, Яаковом и Лэей.
В конце того же, 2488 года, евреи под предводительством Еошуа бин Нуна перешли реку Ярдэн посуху и вошли в Святую Землю. Но это уже другая история…