Еврейский народ получил Тору в пустыне. Поэтому в субботу перед праздником Дарования Торы — Шавуот — мы читаем главу «Бамидбар» («В пустыне»). Но какие уроки можно извлечь из того, что Тора была дана именно в пустыне?
1. Пустыня является ничейной зоной, она принадлежит в равной мере каждому. Пустыня не является частной собственностью какого-то человека, как, например, дом или сад. Также и Тора не принадлежит какому-то одному человеку, а является достоянием всего еврейского народа. И поэтому каждый еврей может и должен изучать Тору.
2. Пустыня состоит из пыли, земли и песков, в ней нет растительности и населения. Это учит нас тому, что для получения Торы нельзя вести себя высокомерно, а нужно быть скромными и смиренными как пустынная пыль. Тогда мы удостаиваемся получить Тору.
3. В пустыне отсутствуют важнейшие вещи, необходимые для быта человека: вода, еда и одежда. В пустыне нет воды — там не идут дожди. В пустыне нет еды — там не растут ни деревья, ни кусты. Также и одежду нельзя купить в пустыне. Когда евреи были в пустыне, они полагались на праведников, в заслугу которых Всевышний дал им все необходимое для жизни. В заслугу Мирьям евреи получили воду, в заслугу Моше — еду, а в заслугу Ааарона — облака славы, которые стирали и гладили их одежду, которая росла вместе с людьми. Именно в таком месте была дана Тора. Это учит нас, что мы должны учить Тору, а не думать сначала о еде, питье и одежде. Наша обязанность — учить Тору и выполнять заповеди, полагаясь при этом на Всевышнего, что Он обеспечит нас предметами первой необходимости.
4. Пустыня считается опасным местом. В ней водятся хищники, змеи, скорпионы. Но именно в пустыне была дана Тора. Это учит нас, что когда еврей находится в изгнании — он в опасности. Змея — это его злое начало — хочет причинить ему ущерб, заставить его нарушить заповеди. И именно в таком месте еврей должен быть связан с Торой и выполнять ее заповеди.
Мы начинаем чтение четвертой книги Торы «Бамибар». Эта книга также называется «Книга чисел», поскольку она начинается с перечисления еврейского народа, которое было сделано Моше по указанию Всевышнего. Обычно цель переписи населения состоит в том, чтобы выяснить какой военный или экономический арсенал имеет государство. Таким образом становится непонятным смысл переписи евреев в Синайской пустыне, поскольку никаких экономических проблем, и тем более проблем безопасности там не было. Как известно, в пустыне евреев окружали «облака славы», которые защищали евреев от нападений врагов, а экономически евреи были обеспечены с помощью манны и воды из колодца Мирьям, который сопровождал евреев во время 40-летнего странствия по пустыни.
Само собой разумеется, что Всевышний не нуждался в переписи населения для того, чтобы знать точное количество евреев, находившихся в пустыне. Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, что перепись населения в пустыне была сделана для того, чтобы подчеркнуть важность еврейского народа. Это связанно с тем, что в еврейском законе сказано, что любая вещь, которая продается не по весу, а по единицам, обладает особой важностью.
Как известно, в еврейском законе существует принцип аннулирование в большинстве, то есть в том случае, когда некошерный продукт по ошибке перемешался с кошерной пищей, при определенных условиях, вся масса считается кошерной. Это возможно благодаря тому, что он растворился во много раз превышающей его кошерной пище. Однако, если речь идёт о продукте, который продается не по весу, а по единицам, он обладает особой важностью и поэтому он остается некошерным и, более того, некошерной становится вся смесь. Таким образом, через приказ Моше провести перепись евреев, Всевышний хотел подчеркнуть особую силу еврейского народа, который считается настолько важным, что не может раствориться среди во много раз превышающего его нееврейского мира. Эта особенность еврейского народа проявляется благодаря раскрытию высшего уровня еврейской души, на котором ощущается единство каждого еврея с Творцом.