БэАр-Бехукотай

На этой неделе мы учим 2  главы Торы «БэАр» (На горе) и Бехукотай. Глава Беар начинается словами о даровании на горе Синай законов Творца народу. Затем перечисляются сказанные в другое время законы — закон об отдыхе земли в седьмой год и предоставлении её плодов каждому желающему человеку и животному, а также законы пятидесятого, юбилейного года, когда освобождаются рабы-евреи и земли возвращаются к своим владельцам. Затем перечисляются некоторые законы о честности в деловых отношениях.

Из-за нарушенного хронологического порядка, мудрецы задаются вопросом: «А какова связь между упоминанием горы Синай и приведёнными вслед законами седьмого года?» Чему это должно нас научить? Один из ответов, предлагаемых мудрецами: указать нам, что все законы Торы, даже записанные исторически позже — также были даны на горе Синай. В учении хасидизма приводятся дополнительные пояснения. Основное предназначение дарования Торы на горе Синай выражено в упомянутых далее в главе законах. Цель сотворения мира — привести к гармонии и настоящей свободе, со скорым наступлением полной Геулы. Седьмой год — подобие грядущих дней. Самой земле дается отдых. Каждый желающий, бесплатно, имеет право вкушать её плоды. Каждый 50-й год — освобождают даже тех рабов-евреев, которые желают остаться у своих хозяев…

Всё это — намеки на конечную цель, к которой призывает привести мир Тора. Для достижения этой цели, всё же, следует подняться на гору. Сама она не придет, для этого необходимо приложить усилия. На это и намекают изложенные в конце главы законы о соблюдении честности в деловых отношениях. Порой это кажется непросто в нашем мире. Однако — речь не о любой горе, а именно о горе Синай. Эта гора прославилась тем, что она — самая низкая в мире! Не холм,а гора! Но — самая низкая. Говорят мудрецы, что все горы в мире становятся выше из года в год. Каждая гора стремится стать выше всех других. Но не Синай. Она сохраняет статус горы, но не стремится быть самой высокой. Это учит нас нескольким моментам: во первых, это намёк на то каким следует быть нам, чтобы удостоиться откровения. Достойными, но не высокомерными. Во вторых — это даёт нам право верить, что когда мы решимся подняться на гору — нам не понадобится восходить нестерпимо высоко. Цель не на самой высокой горе, наоборот. Однако всё же следует помнить — правду не найдёшь на равнине. За ней необходимо каждый день хотя бы немного подниматься в гору.

Глава Бехукотай.

Наша недельная глава начинается словами: «И если пойдёте вы законами Моими…». Объяснение этим словам: «Будьте усердны в изучении Торы». Почему же, когда Всевышний заповедует нам быть усердными в изучении Торы, Он использует термин «закон»? А всё потому, что изучение Торы должно быть нам законом как «законодательство».

Буквы Торы можно написать чернилами на пергаменте, но также их можно выбить на камне. В первом случае буквы дополняют пергамент и становятся с ним одним целым, но чернила и пергамент также могут существовать независимо друг от друга. Когда же буквы выбиты на камне, они становятся видны только тогда, когда их выбивают, а до этого их просто не существовало. То есть, в этом случае, буквы и материал, из которого они возникли, являются одним целым! Таким же способом еврей должен изучать Тору: «Закон»!

Еврей, изучая Тору, должен приобрести с ней такую связь и так с ней объединиться, чтобы Тора и еврей стали одним целым как буквы и камень, на котором они высечены и без которого они не могут существовать. Надо изучать Тору так, чтобы её буквы были высечены в нашей душе. Это объяснение приводит основатель ХАБАДа рабби Шнеур-Залман — Алтер Ребе — в своей книге «Ликутей Тора». И там же Алтер Ребе объясняет, что «если по законам Моим пойдёте», то есть будете изучать Тору так, как описано выше, то заслужите награду, как это написано в продолжении этой фразы: «Пойдёте». То есть Всевышний обещает, что такой еврей не будет стоять на одном месте во всех аспектах, связанных с изучением Торы, а будет постоянно продвигаться всё дальше и дальше, всё выше и выше в её изучении, понимании и укреплении связи с ней. А главное, что такой еврей будет постоянно продвигаться в укреплении своей связи со Всевышним и становиться всё больше и больше единым с Ним!

В каббале объясняется, что буква — это кирпич, а слово — это дом. Таким образом, молитва или раздел Торы — это виртуальный город. Когда Б-г даёт нам этот «меч мира и света», мы можем искать убежища в наших городах, а именно в наших молитвах и изучении Торы. Это соответствует интерпретации Баал-Шем-Това слов, сказанных Всевышним Ноаху: «Войдите в ковчег». Еврейское слово «ковчег» также означает «слово». Чтобы избежать угрожающих вод внешнего, враждебного мира, нужно «войти» в слова молитвы и Торы. Также и здесь Тора намекает, что когда мы не входим в «город», то есть не молимся и не изучаем Тору, Б-г обещает нам, что Он это сделает. Он даст нам возможность войти в наши духовные города, которые будут эффективно уничтожать силы, которые стремятся разрушить наши узы и завет с Б-гом… «На пороге Освобождения» – Проклятия в их буквальном смысле символизируют изгнание, которое усилилось и продолжает становиться всё тяжелее. Однако сегодня, когда мы стоим на пороге раскрытия Мошиаха, мы должны перевести это проклятие изгнания в благословение Освобождения, которое сделает нас здоровыми в плане духовном и материальном, радостными и счастливыми!