Инвестиция в реальное будущее

 

Одно из нововведений последнего времени — еврейское образование для девушек. Не всегда это было так. В Талмуде сказано, что человеку не следует обучать свою дочь Торе. Однако всегда были исключения. Алтер Ребе постановил в Шулхан арухе, что женщины обязаны изучать законы тех мицвот (заповедей), которые имеют к ним отношение, и поэтому каждое утро должны произносить благословение на изучение Торы. В ряде случаев Ребе отмечает, что то, что женщины говорят в брахе (благословении) “Г-сподь, Который выбрал нас… и дал нам Свою Тору”, показывает, что они имеют право на Тору наравне с мужчинами.

Ребе гораздо дальше развивает эту идею. В увлекательной сихе (беседе) в канун Лаг-Баомера 5750 (1990) года Ребе подробно объяснил, что именно и почему должны изучать женщины в наше время. Причины можно разделить, в целом, на две основных:

1. В настоящее время еврейская община уже не живет в штетле (местечке). Сегодняшнее общество подвержено воздействию многих светских идей, которые не были ранее распространены. Поэтому важно, чтобы женщины и девочки изучали Тору, чтобы противодействовать негативному влиянию извне.

2. Мы приближаемся ко времени Машиаха, когда, как пишет Рамбам, умножится знание. Кроме того, когда придет Машиах, раскроются уникальные качества женщин и раскроется их главенствующая в мире роль, в том числе даже над мужчинами.

Исходя из вышеизложенного, Ребе добавил, что женщины и девочки не только обязаны изучать те области Торы, которые применимы к их обязанностям, но даже более глубокие темы. Они не должны ограничиваться изучением самих законов. Им надлежит глубоко вникать в их объяснения, обсуждать их и исследовать. Это позволит им развивать свой ум в духе Торы.

В месяце адар алеф 5741 (1981) года Белзский Ребе посетил Ребе в 770 и был принят на длительный йехидут (аудиенцию). В ходе их разговора была поднята тема преподавания Торы девочкам. Очень интересно ознакомиться с беседой целиком и убедиться в том, как настойчиво Ребе отстаивает необходимость образования для девочек.

Среди прочего Ребе подчеркивал, что на сегодняшний день женщины играют неотъемлемую роль в воспитании детей согласно заповедям Торы и в духе идишкайт:

«Очевидно, что, когда дети начинают ходить в садик или в хедер, именно мать главным образом заботится об их воспитании. Когда у них возникают вопросы по тому материалу, что они учили в школе, они в первую очередь бегут за ответами к маме, чаще, чем к папе. Кто интересуется, что они выучили в школе или какое у них домашнее задание? Обычно мама. Для того, чтобы матери были более знакомы с этими предметами и могли ответить на все вопросы детей, важно, чтобы они сами учились. Только так они смогут выполнить указание “обучай каждого ребенка согласно его пути”…».

##Материнский подход

Именно мать должна быть глубоко вовлечена в образование своих детей, и не только потому, что она проводит с ними больше времени. Во многих отношениях предпочтительнее, чтобы мать, благодаря ее уникальным женским качествам, обучала своих детей. Ребе объясняет, что женщина с ее мягким, нежным подходом наверняка преуспеет в образовании своих детей даже больше, чем отец.

##Хасидут

Одной из областей Торы, как объясняет Ребе, о которой вообще нет вопросов (должна ли женщина ее учить), это учение хасидизма.

Книга “Сефер ѓахинух” перечисляет шесть постоянных мицвот, которые возложены на каждого еврея во все времена: верить во Всевышнего, не верить в какую-либо другую силу, верить в единство Всевышнего, любить Всевышнего, бояться Всевышнего и не следовать за собственным сердцем и глазами.

Поскольку эти мицвот, как пишет “Сефер ѓахинух”, являются “постоянной обязанностью, о которых никогда нельзя забывать ни один момент своей жизни”, очевидно, что женщины обязаны учить хасидут. Только изучая хасидут, человек может выполнять эти мицвот должным образом.

Находясь в Риге, предыдущий Ребе основал “Ахот ѓа-тмимим”, организацию дочерей и жен тмимим (хасидов, обучавшихся в йешиве “Томхей тмимим”) с целью распространять изучение хасидута и укреплять хасидский образ жизни.

“Наставление и образование хасидских дочерей требует точно такой же заботы и внимания со стороны их родителей и учителей, какие они уделяют сыновьям хасидов”, – утверждает предыдущий Ребе в своем письме.

В письме, написанном много лет спустя, Ребе свидетельствует о том, что предыдущий Ребе “очень, очень сильно вложил свое святое сердце в этот проект, вложил в это все свои возможности, гораздо больше, чем известно общественности…”.

Ребе дал поручение организации “Нешей увнот Хабад” (“Женщины и девушки Хабада”) не только изучать хасидут для себя, но заниматься его преподаванием и распространением и положительно влиять на свое окружение:

«В этом — вся суть “Нешей увнот Хабад”. Они сами должны изучать сихи (беседы Ребе) и распространять хасидут среди других еврейских женщин, а также влиять на своих мужей и детей, тем самым создавая истинный хасидский дом… Они должны влиять на свое окружение, начиная со своих собственных семей, включая свою мать и свекровь… Сказано, что перед приходом Машиаха “дочь будет восставать против ее матери, а сноха — против свекрови”. Хотя этими словами Талмуд описывает отрицательное явление, которое будет происходить в то время, всё в Торе может также толковаться положительно… Прежде, чем Машиах придет, молодые женщины будут положительно влиять на старших в вопросе ношения париков и во всем, что касается святости…».