Прикосновение к древнему Педжикенту

Мое посещение Пенджикента, древнего города, который находится в 70 километрах от Самарканда, не было запланировано. Чтобы сэкономить время, не возвращаться в Ташкент для пересадки на самолет в Душанбе, я решил поехать в Пенджикент на автомобиле, что к тому же позволило насладиться весенними пейзажами горного Таджикистана и набраться новых впечатлений от красот горного края.

Я вспомнил, что моя родственница Шура Некталова родом из Пенджикента, и попросил ее дать мне телефон ее друзей в этом городе. Она меня любезно познакомила с Уктамом Бабаевым, талантливым музыкантом-макомистом.

Авром Толмасов сказал мне, что в Пенджикенте любят “Шашмаком” и есть особая аудитория слушателей, являющихся ценителями этого жанра, – шунаванда.

Уктам меня встретил, и мы с ним проехались по улицам древнего города. Он меня угостил в местной чайхане национальной кухней, рассказал, как мирно все годы до иммиграции евреев в Израиль и другие страны Запада, жили и творили они.

Он показал мне свои снимки с Авромом Толмасовым, Тамарой и Борисом Катаевыми, поделился своей многолетней дружбой с ними, своими поездками в Израиль.

К сожалению, в настоящее время в Пенджикенте нет ни одного еврея.

Как оказалось, в этом городе никогда не было еврейского кладбища и синагоги.

– Они все вывозили своих родственников хоронить в Самарканд, – сказал он. – Евреи были для нас как братья и сестры, мы их всех уважали, ценили за прекрасную работу, добрый нрав и юмор.

Я созвонился с Борисом Элизаровым, тоже бывшим жителем Пенджикента, и попросил его дать интервью.

– Борис, вы прожили лучшие годы своей жизни в Пенджикенте. Кто стоял у истоков местной общины бухарских евреев?

– Это была небольшая, но прекрасная, дружная община, в основном, бывшие жители Самарканда. Мой дед Абонисим Элизаров переехал в Пенджикент из Самарканда в 1929 году. У него было шестеро детей: четыре сына и две дочери.  Старший сын Авромхаим работал в Пенджикенте председателем райпотребсоюза с 1930-го до 1950 года. До войны и во время войны транспорта почти не было. Он снабжал все кишлаки мукой и другими продуктами, лично возил их на лошадях с братом Яковом Элизаровым во все горные районы Пенджикента. 

Помню, что даже тогда, в семидесятые годы прошлого века, когда я часто ездил в сельские районы, люди-старожилы тепло вспоминали моего отца и дядю, говорили, “Во время войны ваш отец и дядя привозили сюда хлеб, муку на лошадях, и мы им были очень благодарны. Мы все хорошее помним!”

Второй сын моего деда Исаак Элизаров работал до Второй мировой войны в органах, а затем, по направлению партии, направлен на работу прокурором города Самарканда. 

Третий сын деда – это мой отец Яков Элизаров. После окончания школы в Ленинграде и Института народного хозяйства в городе Самарканде ЦК партии в 1942 году направило его  в город Пенджикент на партийную работу. Приезд Якова Элизарова оказался своевременным. Он руководил всем районом, отправлял на фронт партиями сельскохозяйственную продукцию, а также помогал старшему брату Абраму снабжением хлебом всего района, включая горные колхозы и сельсоветы. 

Только ему доверяли писать доклады для первого, второго и третьего секретарей горкома партии Пенджикента отец работал в горкоме на разных должностях, пока неожиданная смерть, на самом взлёте жизни, не вырвала его из рук нашей семьи. 

Многие годы после его смерти люди вспоминали его и говорили о нём очень много хорошего, вспоминали, что он помогал городу и каждой семье. 

Четвёртый сын моего деда Михаил Элизаров после окончания педагогического института работал около сорока лет заведующим учебной частью в вечерней школе рабочей молодёжи в городе Пенджикенте. Также несколько лет проработал в ГорОНО. 

Две дочери моего деда – это Хана и Соня. Хана всю жизнь, около 45 лет, проработала в музее Рудаки города Пенджикента. А Соня, мать Розы Аронбаевой, вышла замуж в городе Самарканде и проработала там всю жизнь учительницей.

Все четыре сына моего деда были настоящими коммунистами. Все они имели много правительственных наград. У Абрама родились пятеро детей: три дочери и два сына. У Исаака было четыре дочери и один сын. У Якова был один сын и три дочери. У Михаила было два сына и дочь. У Ханы было две дочери. У Сони было три дочери и два сына. У каждого из них очень много внуков и десятки правнуков. Многие из них стали докторами и кандидатами наук, врачами, инженерами, строителями, музыкантами, медсестрами и бизнесменами. Дети, внуки и правнуки живут сейчас в разных странах: в Америке, в Израиле, Австрии, Германии, и число их растёт.

– Кто еще жил в городе, кроме вашего большого семейства Элизаровых?

– Кроме нашей семьи, много лет в Пенджикенте жили семьи домло Сезанаева, Якубовых, Суфиевых, Толмасовых, Ароновых, Агаевых, Фаттаховых и др. В общей сложности около 35–40 семей. Все они занимались ремёслами: работали парикмахерами, сапожниками, фотографами, красильщиками. Фатахов работал адвокатом, а Агаев – судмедэкспертом. Все жили очень дружно, как одна семья. На любое мероприятие сразу собирались вместе и отмечали его.

– Кто поддерживал религиозную жизнь вашей общины?

– Мой дядя Авромхаим Элизаров, выучился на шойхета, он резал кур. 

– Это один из настоящих коммунистов?

– Да. Приехав в Пенджикент одним из первых бухарских евреев, старший сын моего деда Авромхаим (Абрам) стал решать проблему кашрута в этом городе. Он специально поехал в Самарканд и выучился у шойхета забою скота. Дядя пригласил переехать в Пенджикент домло Иские Сезанаева, который проводил религиозные обряды. Будучи коммунистом, Авромхаим тайно ночью резал кур для евреев города. Местные власти города прекрасно знали об этом, но никто не посмел трогать Авромхаима Элизарова. Для них он был неприкасаемой фигурой, так как каждый, кто сталкивался с ним, вне зависимости от национальности, получал от него помощь и поддержку. Жить в Пенджикенте было намного легче, чем в Самарканде. Узнав о том, что в Пенджикенте нет проблемы с кашрутом, многие бухарские евреи стали переезжать к нам на постоянное место жительства.

– Сейчас в городе нет ни одного еврея…

– Жалко, что это произошло. Начало этому процессу дала начавшаяся в Таджикистане гражданская война, трагические события в Душанбе в 1989–1991 годах прошлого века. Евреи Пенджикента тогда стали массово покидать родные места, как, впрочем, и жители других городов, начали уезжать в Израиль, Америку. Последними покинули этот город в 1993 году семья Якубовых и дети Якова Элизарова.

Мои воспоминания об этом прекрасном городе полны светлой радости и небольшой ностальгии по родным местам. И я рад, что Вы, Рафаэль, смогли посетить его и увидеть своими глазами прекрасную природу, горы, чистый-пречистый воздух, добрых и отзывчивых людей, которыми всегда славился Пенджикент.

Рафаэль Некталов