В этом небольшом очерке речь пойдет об удивительном человеке, который, вопреки всему, шел наперекор судьбе, покоряя новые сияющие вершины. Его жизнь – это прекрасный пример как для нашей молодежи, так и для людей, умудренных жизненным опытом. Речь пойдет о докторе экономических наук, профессоре, известном общественном деятеле, авторе уникального масштабного труда Илье Ядидовиче Якубове. Он прожил почти 92 года, наполненных интересными событиями, о которых мы и поговорим.
По древней еврейской традиции, численное значение слова «жизнь» (на иврите – חי) это 18, а 90 – это пять раз по 18. Поэтому, постараемся разделить прожитые годы на пять различных периодов.
Илья Якубов родился 22 июня 1931 года в селе Хатырчи в Узбекистане в семье Михаль Маллаевой и Ядида Якубова. Это было тяжелое время. НЭП (Новая Экономическая Политика), начатая в 1921 году, была с треском провалена, чти привело к сильному голоду по всему СССР. Вслед за этим, ускоренная коллективизация практически добила все сферы хозяйства, и привела к гибели миллионов людей от острейшей нехватки элементарных продуктов питания.
В поисках лучшей доли, родители Ильи, были вынуждены переезжать с места на место. В середине тридцатых, они решили перебраться в Ташкент в дом родителей Михаль, Мордехая (Мурода) Маллаева и Мазал Пинхасовой.
Мордехай был очень одаренным и грамотным человеком – умел читать и писать на иврите, узбекском, таджикском и русском языках, имел прекрасную память, хорошо знал арифметику и счет. Рано осиротел, и в 13 лет пешком пришел из Самарканда в Ташкент. Начал с работы в семье Бороховых и Давыдовых, дослужился до управляющего делами. По долгу службы бывал в Москве, Петербурге, Баку, Красноводске. Один из основателей и руководителей синагоги по ул. Сагбан в старом городе Ташкента.
Кроме Михаль, которая была старшей в семье, супруга Мазал подарила Муроду шесть дочерей Бурхо, Яэль, Шуру, Лизу и Тамару, и вслед за ними – самого младшего сына Натана.
Бурхо была одной из активисток раскрепощения женщин, принимала участие в сжигании паранджи, была избрана членом горсовета Ташкента. В 1929 году ездила в Москву, где встречалась в Кремле с Н.К. Крупской и Л.Б. Троцким, которого высоко ценила как выдающегося оратора. Затем несколько лет заведовала одним из первых детских садов.
Яэль была первой женщиной бухарской еврейкой, которая работала лектором по общественным предметам в САКУ – Средне-Азиатском Коммунистическом университете в Ташкенте. Шура была одним из организаторов молодежного движения в Бухаре. Лиза более сорока лет работала директором средних школ г. Ташкента, где также преподавала историю и обществоведение. Тамара в двадцать лет стала врачом-педиатром, работала в клинике ТашМИ.
А младший сын Натан был известнейшим филологом в Узбекистане, посвятил себя истории узбекской литературы, а также изучению наследия Алишера Навои и других классиков. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию, которую писал при свете коптилки. Затем доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки Узбекистана и бессменный заведующий кафедрой «Литературы народов СССР» в Ташкентском пединституте им. Низами.
Большая семья Мурода и Мазал прожила много лет вместе с детьми и их семьями на улице Чигатай. В доме царила атмосфера взаимовыручки и дружбы, детям и внукам прививалась любовь к труду и знаниям. Именно поддержка и понимание семьи позволили Илье Якубову преодолевать многочисленные жизненные трудности. С началом войны отца забрали на фронт. Илья был вынужден работать с десяти лет, помогая маме в воспитании сестер Гали и Розы, а затем и брата Лазаря.
Окончилась война. Илья начал наверстывать пропущенное в школе. Затем поступил в Горный техникум, окончить который было дело непростым. Так завершился первый период жизни, который можно охарактеризовать как «Борьба за физическое выживание».
В 1948 году в Ташкент на учебу в ТашМИ приехал старший из двоюродных братьев Давид Аронов. Именно под воздействием Давида и своего дяди Натана, в квартире которого они некоторое время проживали, Илья впервые стал задумываться о будущем, ночами напролет читал книги и все больше осознавал роль знаний и образования.
Так начался второй период жизни Ильи. В 1957 году он успешно окончил Ташкентский финансово-экономический институт. В начале 60-х, во время «оттепели» Хрущева, Илья написал письмо в ЦК КПСС, в котором поднимал вопросы о положении и статусе бухарских евреев. Через некоторое время его пригласили на беседу к секретарю ЦК компартии Узбекистана, который спокойно, но настойчиво, порекомендовал Илье оставить эту затею и сосредоточиться на продолжении учебы.
Илье посоветовали обратиться В Институт Экономики Академии наук. На беседе с завотделом «Экономики промышленности» ему предложили изучить проблему повышения эффективности завода, на котором Илья работал главным бухгалтером.
За пару недель Илья приготовил реферат с конкретным планом работы, и вскоре начал учебу в аспирантуре. В 1967 году Илья успешно защитил кандидатскую диссертацию. Это был очень важный шаг на пути к экономической стабильности. Параллельно Илья и его брат Лазарь своими руками построили замечательный дом. Вскоре Илья женился на замечательной девушке Саре Ильяевой, с которой они вырастили четырех прекрасных детей Эллу, Марину, Мурода и Лену. Так завершился второй этап, который можно охарактеризовать как «Твердо стоять на своих ногах».
Третий этап жизни Ильи охватывает период с 1968 по 1985 год, вплоть до перестройки. Основные события этого периода — успешная защита докторской диссертации, продвижение по линии Академии наук, а затем в Институте народного хозяйства от старшего научного сотрудника, доцента, профессора и до заведующего кафедрой «Экономики промышленности». У Ильи появились свои талантливые ученики, многие из которых впоследствии сами стали известными учеными, профессорами, академиками, и министрами. Так завершился третий период «Восхождение на вершину».
Параллельно Илья все больше задумывался над созданием труда всей своей жизни. Он задумал написать энциклопедический труд о своих соплеменниках. Мечтал познакомить мир с именами выдающихся профессоров и ученых бухарских евреев – экономиста Иона Ицхакова, физика Моше Ягудаева, геолога Сары Юсуповой, историка Менаше Абрамова, философа Пинхаса Ниязова, филолога Натана Маллаева, биолога Исаака Калонтарова, кардиолога Давида Аронова, социолога Велияма Кандинова и других.
Более сорока лет Илья Якубов по крупицам собирал данные об истории, языке, литературе, фольклоре, религии, обычаях и обрядах, традициях и культуре бухарских евреев. В 1999 году, только когда над ним нависла реальная угроза жизни, Илья репатриировался в Израиль. В качестве багажа он привез несколько огромных баулов с собранными материалами. Несмотря на трудности абсорбции, Илья все свое время уделял кропотливой работе по систематизации материалов. К 2002 году стали вырисовываться основные контуры этого огромного труда. Так завершился четвертый этап «Без прошлого нет будущего!»
В 2005 и в 2010 годах сначала вышли в свет два тома «Войны в судьбах бухарских евреев», в которых приведены данные тысяч фронтовиков и участников боевых действий. Затем в 2017 году ограниченным тиражом были изданы двенадцать томов «Большой научно-тематической энциклопедии» под общим названием «Духовно-культурное наследие бухарских евреев», посвященной более чем 2000-летнему пребыванию евреев в Средней Азии и Казахстане. Общий объем книг свыше десяти тысяч страниц.
Работа над созданием энциклопедии была поддержана Президентом Всемирного Конгресса бухарских евреев Львом Леваемым, депутатом Кнессета Амноном Коэном, Институтом по изучению восточных диаспор им. Бен Цви, «Брит Йоцей Бухара – Союзом выходцев из Бухары».
В знак благодарности своему дяде, всего за три недели Илья сумел написать и выпустить удивительно интересную книгу о творчестве Натана Маллаева. Эта работа оказалась последней жемчужиной в галерее его прекрасных и важных трудов, подведя итог его более чем полувековой деятельности в качестве уникального автора-исследователя глубинных процессов нашей многовековой истории. Так завершился пятый, последний этап «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Выполнив свою миссию, Илья ушел в иной мир, оставив о себе прекрасную светлую память и доброе имя. Феномен Ильи Якубова будет еще очень много лет будоражить и волновать умы ученых, которые будут скрупулезно и придирчиво изучать его богатое наследие.
Подводя итоги, нельзя не отметить высокие моральные и человеческие качества Ильи Якубова, его благородство, доброту и отзывчивость, умение сочувствовать и приходить на помощь. Его сильный характер и упорство в достижении поставленной цели. А главное его бесконечную любовь к своему древнему и гордому народу, оставившему неизгладимый свет не только в истории Средней Азии, но и в истории человечества.
С большой алией завершилась двухтысячелетняя история бухарских евреев, полная загадок и драматических страниц. Как наши деды и отцы, несмотря на не всегда дружественное окружение, смогли сохранить основные еврейские ценности? Что из этого бесценного багажа мы, наши дети и внуки возьмем с собой в день завтрашний? Как сложатся судьбы бухарских евреев в Израиле, США, Канаде, Германии, Австрии, Австралии, Новой Зеландии и странах Средней Азии? Ответы на эти вопросы даст время. А пока, мы смиренно склоняем головы перед Ильей Ядидовичем Якубовым и его гражданским подвигом!
Проф. Эдуард Якубов