У каждой семьи есть свой родоначальник. Род Ниязовых берет свое начало от народного целителя мулло Пинхос Ниёза бен Авезбадала Акоэна. О мулло Пинхосе в народе сохранилась добрая память. В те времена, когда в Бухарском эмирате (на родине великого врача Авиценны) практически не было врачей, жизнь и здоровье людей находились в руках народных целителей, врачевателей (табибов). Одним из них был Пинхос Ниёз.
Биографические данные о нем основаны на семейных преданиях и воспоминаниях его потомков и потомков его пациентов.
Пинхос был родом из Бухары. Однажды в Кермине возникла эпидемия чумы. Руководители города Кермине пригласили мулло Пинхоса Ниёза, как целителя, и советника эмира Нисими Кафани, чтобы тот смог повлиять на решение эмира для оказания помощи городу.
Часть имени мулло «Ниёз», – в переводе с таджикского означает «просьба, мольба». Его имя всегда сопровождалось словами табиб-эшон, где «табиб» указывало на его род занятий, а «эшон» – на его почетное положение. Обычно у бухарских евреев так называли уважаемых людей, знатоков Торы.
Возможно, известная бухарско-еврейская поговорка «Намозу ниёз» («Молитва и мольба») не представляла собой просто игру слов, а была связана с его именем и подчеркивала его набожность.
Известно также, что Пинхос Ниёз обладал красивым голосом и выступал в бейт-кнессете как хазан (шолиах цибур).
Врачевание было его основным занятием. Он лечил детей и взрослых травами и особыми молитвами. В народе до наших дней сохранились рассказы о случаях исцеления им больных. Например, педагог, директор одной из бухарских школ, Мошехай Борухов (сын Нисима Кафани), вспоминал, что однажды, у его отца поднялось давление. Вызвали Пинхос Ниёза. Тот, увидев, что у его пациента покраснели лицо и уши, сразу же сделал надрезы на ушах, чтобы отошла вредная кровь. Через несколько минут больной встал на ноги.
Пинхос Ниёз занимался своим благородным трудом буквально до последнего момента своей жизни. По рассказам жителей города Кермине, в 1921 году, у одного из руководителей еврейской общины этого города тяжело заболел трехлетний сын. Родители ребенка срочно послали за Пинхос Ниёзом… А после того, как тот провел курс лечения маленького пациента, попросили его остаться на обед. Но, сидя за столом, не успев выпить и чашки чая, мулло Пинхас Ниёз скоропостижно скончался.
Бухарские евреи потом говорили: «Аҷали омадаги ба бача ба мулло Пинхос заде» («Мулло Пинхос принял на себя смерть, пришедшую к ребенку»).
Родители исцеленного мальчика предложили жене мулло Пинхоса отметить семидневные поминки в их доме в знак благодарности. В народе называли Пинхоса Ниёза святым, да и почетное звание «мулло» («учитель»), обычно у бухарских евреев применявшееся по отношению к раввинам, свидетельствует о большом уважении, каким он пользовался среди своих земляков.
Второй раз Пинхос Ниёз женился на девушке, которую звали Ушао (Йешуа). После кончины Пинхоса, вдова пережила его более чем на двадцать лет, и скончалась в 1946 году.
Из двадцати детей, рожденных в их браке, выжили восемь – шестеро сыновей: Арон, Михаэль, Хай, Моше, Йосеф – отец поэта Нисана Ниязова, Мишоэль и две дочери: Истам и Неккадам. Самый старший из его выживших детей – Арон, – родился в 1897 году. В период Второй мировой войны пропал без вести (как указано в книге Давида Калонтарова).
Полагаю уместным рассказать здесь о женитьбе одного из сыновей Пинхоса Ниёза – Моше Ниязове, – и о некоторых его потомках. Когда Моше достиг восемнадцатилетнего возраста, мать пошла сватать его к Ривке Джавар-Шалом. Родители Ривки сразу же дали согласие. Они хорошо помнили мулло Пинхос Ниёза – большого друга их семьи и знаменитого целителя, спасшего их родственника, того самого мальчика, ставшего его последним пациентом. И две уважаемые семьи породнились.
В этом браке у Моше Ниёза и Ривки родились пятеро детей – три сына и две дочери: Ильюша, Авраш, Алик, Шушана и Тамара.
Тамара вышла замуж за Ювдо Елизарова, инженера-текстильщика, который после репатриации в Израиль (1972) работал на Бриллиантовой бирже и занимался активной общественной деятельностью. Он основал бейт-кнессет «Мишкан Исраэль» в Бат-Яме, и руководил им до конца своих дней (2010).
После образования Всемирного Конгресса бухарских евреев, Ю. Елизаров был избран вице-президентом Конгресса. Тамара помогала супругу во всех его общественных делах, а после его кончины содействовала созданию Центра Конгресса имени Ю. Елизарова, в Тель-Авиве. Она и сегодня участвует во многих мероприятиях бухарско-еврейской общины.
У супругов Елизаровых родились три сына: Залман, Йоси и Гарик, и дочь Ольга. Все их сыновья – крупные бизнесмены, связанные с Бриллиантовой биржей в Рамат-Гане, а Залман Елизаров сегодня является вице-президентом Всемирного Конгресса бухарских евреев.
Ольга вышла замуж за Льва (Леви) Леваева, сына общественного и религиозного деятеля, рава Авнера Левиева, внука узника Сиона, рава Звулуна Левиева.
Лев Леваев стал бизнесменом мирового масштаба, видным общественным деятелем и благотворителем. Он создал благотворительные фонды «Ор Авнер» и «Ор Хана» (в память о своих родителях Авнере и Хане), в рамках которых действуют несколько де- сятков еврейских школ по всему миру (в Израиле, Америке и странах СНГ), соответственно для мальчиков и девочек.
Главной заслугой Льва Леваева является создание в 2000 году Всемирного Конгресса бухарских евреев – крупнейшей организации бухарских евреев, координирующей деятельность общин всего мира. Конгресс во главе с Львом Леваевым сделал много для сохранения и развития духовного и культурного наследия бухарских евреев, для поднятия мирового авторитета этой общины, еврейского воспитания и продвижения молодежи.
Ольга Леваева – не просто верная помощница и спутница Льва Леваева, и заботливая мать многодетного семейства: Ольга Леваева и сама – весьма уважаемая общественная деятельница. С момента основания Конгресса она руководит женским движением бухарско-еврейской общины, и уже много лет возглавляет центр знакомств «Бе лев эхад» («Единение сердец»). Этот центр помог создать уже несколько сотен еврейских семей.
Старшие дети уже создали свои семьи, и по примеру отца занимаются бизнесом и благотворительностью.
Другие дети и внуки Моше и Ривки Ниязовых – крупные бизнесмены, многие из которых также связаны с Бриллиантовой биржей.
Сыновья Мулло Пинхоса принимали участие во Второй мировой войне против нацизма. Моше и Хай служили в группе советских войск, находившейся в Иране, в 1941-1944 гг., а в 1945 году принимали участие в боях за Берлин.
Следует отметить, что в Иран в то время было направлено немало бухарских евреев, видимо, благодаря тому, что они понимали язык фарси, близкий к еврейско-таджикскому.
Арон, как уже сказано выше, пропал без вести, а Михаэль служил в рабочем батальоне. Йосеф (отец Нисана Ниязова – Ниязи) и Мишоэль сражались на фронте и дошли до Германии.
Боевая история Мишоэля была драматична. Уже в конце войны он был тяжело ранен, и попал в госпиталь в Германии, где проходил долгое лечение. Всё это время семья не имела о нем никаких известий.
Тем временем, в городе Кермине, где жили его родные, появился некто, передавший какие-то вещи сестре Мишоэля – Неккадам, и утверждавший, будто это вещи Мишоэля, а их хозяин погиб, и он, якобы, сам его похоронил.
Сестра Неккадам целый год делала поминки по брату, и, по ее словам, свечи, зажженные в его память, всегда гасли. Все удивлялись: в чем причина такого странного явления.
И вдруг, когда отмечались уже поминки двенадцатого месяца, в дом входит Мишоэль – целый и невредимый! Все присутствовавшие были буквально ошеломлены и несказанно рады видеть его живым! А тот, кто уверял, что якобы похоронил Мишоэля, от стыда ушел с поминок.
Говорят, что когда весть о смерти человека оказывается неверной или ложной, то потом этот человек живет долго. Слава Б-гу, так случилось и с Мишоэлем. Он прожил 85 лет и скончался в Израиле, в 2006 году.
Мишоэль был женат на Балур Данияровой; от этого брака родились четверо детей (два сына и две дочери): Исак, Оснат, Эстер и Симха.
Нелегок был и боевой путь Йосефа Ниязова – от Сталинграда до Берлина. Он прошел всю войну, участвовал в жесточайших сражениях, был ранен и получил ряд боевых наград – медаль «За боевые заслуги» и др.
Вообще, все пятеро братьев Ниязовых вернулись домой с орденами и медалями за отвагу и героизм. К сожалению, Арон пропал без вести.
Младшие сыновья Мулло Пинхоса родились, когда их отец был уже не молод (на иврите: «бней зикуним»), и рано осиротели. Поэтому они были вынуждены рано начать свою трудовую жизнь, не получив хорошего образования. Вот и Йосеф, оставшийся без отца в шестилетнем возрасте, всю жизнь тяжело работал: до войны мясником и парикмахером, а после войны занимался ремонтом обуви.
Йосеф был женат на Имашалом бат Яэлтов ве Аба Шимон, внучке известного хазана и пайтана Нисим Лео Катанова. От этого брака родились 12 детей, из которых выжили семь: Оснат, Эли (Борис), Нисан, Коэн, Ицхак, Авраам и Фрида. Сам Йосеф в послевоенные годы часто болел (сказывались раны, полученные на войне) и ушел из жизни в 1973 году, в возрасте всего 58 лет. Ему не удалось увидеть Землю Израиля, но многие его потомки сегодня живут в Израиле, а остальные в США.
Фрида вышла замуж за Пинхаса Бабаханова, правнука великого певца Левича Бабаханова. От этого брака родились четверо детей (два сына и две дочери): Авраам, Анжела, Леви и Элла. Все они живут в США. Авраам и Леви– бизнесмены и религиозные деятели, содержащие собственный бейт-кнессет и выступающие в качестве хазанов и даршанов (проповедников). Оба они обладают прекрасным голосом, унаследованным от двух прадедов – Левича и Нисима Лео Катанова. Анжела замужем за Або Юсуповым у них два сына и две дочери. Элла руководит большой стоматологической клиникой, замужем за Сули Орен – летчиком американской армии.
Нисан Ниязов родился 20 апреля (месяц Нисан) 1946 года, отсюда и его имя. С детства Нисан проявлял интерес к истории евреев и к персидско-таджикской литературе (этому способствовало его обучение в школе на таджикском языке). Школьный учитель Нисана обратил внимание на его поэтические способности, и уже в юности Нисан стал писать стихи.
В 1968 году Нисан окончил физико-математический факультет Бухарского пединститута и стал работать учителем в одной из школ своего родного города. В 1969-1970 г. он служил в Советской Армии; имел звание лейтенанта. Затем Нисан продолжил преподавание в школе.
На рубеже 20-21 веков Нисан Ниязов всё чаще стал обращаться к поэзии. И вот, в 2001 году один за другим появились два его поэтических сборника под названиями «Нидойи қалби ман», «Садойи дили ман» – «Голос моего сердца») и «Асрори дил» («Тайны сердца»). Эти публикации привлекли внимание и получили положительную оценку двух крупнейших бухарско-еврейских поэтов – Мухиба (Мордехая Бачаева) и Ильяса Маллаева. При дружеской поддержке и методической помощи Ильяса Маллаева Нисан стал писать тексты песен и выпускать диски этих песен в исполнении видных певцов. В настоящее время Нисаном Ниязовым выпущено уже 12 книг и 12 дисков с песнями, завоевавшими большую популярность в бухарско-еврейской общине. Нисан Ниязов внес уже немалый вклад в бухарско-еврейскую и израильскую культуру, и можно пожелать ему новых успехов.
Потомки мулло Пинхоса Ниёза идут по стопам своего деда и прадеда. Некоторые из них посвятили себя религии; дополнительно к уже упоминавшимся раввинам и хазанам, можно назвать рава Реувена Ниязова. Многие успешно занимаются бизнесом, работают на Бриллиантовой бирже. Есть адвокаты и представители других светских профессий. Особо следуют отметить, что некоторые правнуки Пинхоса Ниёза профессионально занимаются медициной на современном уровне. Среди его потомков более двадцати врачей, живущих в Израиле и Америке.
Его потомки достойны памяти своего замечательного предка, и можно надеяться, что мы еще не раз услышим об их достижениях и об их деятельности на благо бухарско-еврейской общины.
Ашер Токов,
член Союза писателей Израиля и США