По инициативе музыкально– культурной ассоциации «АДАМ» и Венской общины бухарских евреев 11 и 12 июня в столице Австрии прошли два незабываемых концерта. На сцене Театра «ХАМАКОМ» и в доме культуры третьего района Вены выступали долгожданные гости из Израиля – известная певица, отличник культуры Таджикистана София Бадалбаева– Кайкова, талантливая исполнительница «Шашмакома» Рита Юсупова и грациозная танцовщица Жанна Кадырова, исполнительница танцев народов Востока и Израиля.
Концерты были особенно интересны тем, что песни и танцы гостей из Израиля чередовались с ариями из опер и оперетт великолепных исполнителей оперного искусства в сопровождении инструментального ансамбля. Вечер вела оперная певица Ася Давыдова, руководитель ассоциации «АДАМ».
Обе встречи с желанными артистами прошли на очень достойном уровне, зрители были довольны и долго аплодировали мастерам сцены.
После очередного концерта мы, пригласили наших гостей в известный ресторан, и под звон бокалов с отменным вином, традиционными кошерными блюдами нашего народа у нас завязался интересный разговор о музыкальных традициях и прошедшем концерте.
Дочь народной артистки Таджикистана известной певицы Барно Ицхаковой, София Бадалбаева предстала перед нами не только, как опытная певица с неповторимом тембром голоса, но и как тонкий знаток истории великого достояния народов Центральной Азии «Шашмаком».
– Шашмаком, это разновидность вокально– инструментальной музыки, зародившейся в Центральной Азии и, впоследствии, получившая развитие на территории Таджикистана и Узбекистана. Это великое произведение входит в список нематериального культурного наследия человечества. – Начала свой рассказ София.
– Если говорить об истории Шашмаком, он зародился ещё в доисламскую эпоху, как элитарная придворная музыка, а своему нынешнему виду он обязан жителям Бухары. Много было великих исполнителей, но заметное место среди них занимали бухарские евреи. В конце XVI века Бухара стала столицей Бухарского ханства, что вызвало подъём жанра, именно этот период считается для него классическим. Шашмаком исполняли как на таджикском, так и на узбекском языках. Как мусульмане, так и иудеи его рассматривают как одну из объединяющих Центральную Азию традиций. Бухарские евреи всегда оставались главными носителями Шашмакома. Первая запись была сделана рижской фирмой звукозаписи «Амур» в 1913 году. Тогда в тайне от эмира бухарского был записан голос его придворного певца – великого Левича. Узнав об этом, разъярённый эмир посадил своего любимца даже в тюрьму «зиндан» за измену удовольствию его величества. А в СССР первая запись была сделана в 1923 году советским музыковедом Виктором Успенским. В древности обучение Шашмакому, проходило в устной форме, методом повторения мелодии за учителем, и лишь через много веков он был переложен на ноты. Сегодня в XXI веке образование по специальности «Шашмаком» можно получить в Ташкентской консерватории, в Таджикской национальной консерватории в Душанбе и в Академии макома в городе Худжанде.
Далее, София рассказала много интересного, отмечая особые элементы и специфику Шашмакома. Шашмаком буквально означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов (бузрук или бузург, рост, наво или нава, дугох или дугах, сегох, ирок или ирак), для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати. Классический ансамбль Шашмакома XVI века состоял из двух танбуров, дутара, гиджака и дойры, а также включал 2 – 3 исполнителя; такой состав типичен и до сих пор. София провела интересную параллель между великим шёлковым путём и удивительным жанром Шашмаком. Рассказала об истории песен Востока и бухарских евреях, причастных к ним. В завершении София отметила, что после разрешения евреям выехать из СССР в 70 годах прошлого столетия, многие знаменитые исполнители уехали в Израиль и США. В 2003 году Шашмаком был признан ЮНЕСКО объектом всемирного культурного наследия человечества.
Во время выступления Риты Юсуповой, певицы с приятной сценической внешностью, чувствовалась особая, задушевная манера исполнения, её большая любовь к жанру и огромное трудолюбие. Своим исполнительским мастерством Рита оправдала все самые лучшие ожидания, и зрители долго аплодировали ей.
– Я ещё ребёнком, в 1976 году, с родителями репатриировалась в Израиль и пронесла запавшую в мою детскую душу любовь к Шашмакому через всю свою жизнь. – начала свою речь певица. – Меня очаровывали и тексты песен, и сама мелодия этого старинного и уникального жанра. Мелодии Шашмакома были неотъемлемой частью нашей повседневной жизни в семье родителей. Мой отец пел эти произведения с большой любовью, а я подражала ему, и очень хотела стать профессиональной исполнительницей этого классического жанра. Вначале я постигала мастерство, слушая записи великих исполнителей, далее наблюдая приехавших в Израиль мастеров, как Нерьё Аминов и его сыновья. Несколько лет я постигала разные вариации исполнения и секреты мастерства у известного певца Амнона Давыдова. Позднее я имела счастье пройти незабываемые мастер классы у великой звезды Востока Барно Ицхаковой и её дочери Софии Бадалбаевой-Кайковой. За что я очень благодарна и Софии, и ушедшим из жизни дорогим мне мастерам исполнителям Шашмакома.
За нашим столом не осталась в стороне и танцовщица Жанна Кадырова, мы попросили её рассказать немного о восточных танцах.
– В Вене я с гастролями уже второй раз, и очень благодарна организаторам – Асе Давыдовой и бухарскоеврейской общине города за тёплый приём и внимание, которым они окружают нас.
Как показала жизнь, танцы призваны радовать людей и объединять их в общем дружеском веселье. И танец — это неотъемлемая часть культуры, наследие народа, значимая часть истории и быта каждой нации. Издревле танцевальное искусство народов Средней Азии славилось своей изысканностью, масштабностью и красотой. Именно поэтому восточное искусство телодвижений под музыку и ритм сегодня набирает популярность во всем мире. Люди восхищаются красотой костюмов и сложностью элементов в народных танцах Узбекистана, Таджикистана и других народов этого региона, а также тем, как этнические танцоры с легкостью исполняют столь сложные и неповторимые танцевальные номера. Еще в 4– 8 веках нашей эры танцоры, жившие на древней территории сегодняшнего Узбекистана, славились и в Китае, и в Средней Азии своими ошеломляющими выступлениями. Странники великого Шелкового пути в каждом городе рассказывали, что видели девушек в ярких мерцающих одеждах, крутящихся в завораживающих танцах на праздниках в Бухаре. Как вы заметили, и сегодня народные ансамбли девушек всё также завивают длинные черные волосы во множество косичек, облачаются в яркие платья голубого, красного, синего, зеленого или золотого цвета и исполняют удивительной красоты танцевальные номера. Они великолепно двигаются в такт, практически синхронно то кружатся, то в изящных прыжках взмывают вверх, то падают на колени, рисуя силуэты узоров в воздухе. Оторвать глаза от столь красивого исполнения просто, невозможно!
Маракаги – это некий сбор таджикских национальных праздничных танцев, предназначенных для радостных торжественных гуляний, во всеведение и всеуслышание. Из летописей древне-таджикского слово «маърака» значится как «толпа – масса», а следовательно это танец для всех, танец на радость и славу народа.
Бухарские евреи веками, жившие среди народов Средней Азии, наряду со многим интересным, переняли от них и танцевальное искусство, и также радуют любителей этого яркого ориентального направления в искусстве.
Заключительное слово было предоставлено Асе Давыдовой:
– Дорогие друзья, ассоциация «АДАМ» уже много лет выстраивает музыкальные мосты и занимается культурным обменом между народами пяти континентов. При помощи этого проекта мы очень старались объединить венские еврейские общины и организации, чтобы вмести отпраздновать 75 год основания Израиля, торжественно и радостно отметить это событие на наших концертах. Я думаю, у нас это получилось. Очень трогательна была речь посла Государства Израиль в Вене господина Мордехая Ротгольда и консула еврейского государства в Австрии господина Херцеля Эзри на наших встречах. Как вы видели, в программе концерта исполнялись сцены из опер Моцарта и произведения австрийских композиторов еврейского происхождения, которые были изгнаны и преследуемы во время войны с нацистами. (Их имена находятся в приложенном плакате.)
Ещё много интересного рассказала Ася Давыдова о деятельности руководимой ею ассоциации, о совместной работе с Венской бухарскоеврейской общиной.
Наше застолье прошло очень познавательно и интересно.
В заключении бухарско – еврейская община и ассоциация «АДАМ» выражают огромную благодарность спонсорам проекта – Хане и Моше Ханимовым, Ресторану «Юдале», Амнеру и Маргарите Калантаровым, Ашеру Давыдову и комитету общины.
Спасибо вам дорогие друзья!
Шломо Устониязов
Президент бухарской общины Vbj.
Вена, июнь 2023 г.